+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Визуал, аудиал, кинестетик, дигитал: как максимально эффективно сотрудничать с шефом

"Секретарское дело" № 11/2014

Визуал, аудиал, кинестетик, дигитал: как максимально эффективно сотрудничать с шефом



Марина Гладкая


Как известно, информация от каждого из органов чувств человека обрабатывается мозгом отдельно. При этом существуют вполне различимые признаки того, какого именно рода информация обрабатывается в данный момент. Это могут выдать непроизвольные движения глаз, тип дыхания, попытки подобрать определенные слова для описания происходящих событий. И не задействовать данную информацию в повседневной жизни было бы, как минимум, неразумно. Ведь каждый деловой человек сам строит свою карьеру и каждый заинтересован в том, чтобы как можно более выгодно себя преподнести. Причем не только на рабочем месте, но и в семейной жизни или же в кругу друзей и приятелей.

Для того чтобы уговорить кого-то «купить» свои идеи или даже устроить на них своеобразный «аукцион», большинство из нас сталкивается с необходимостью много и по существу говорить. Но при этом мало кто задумывается, что произносимые слова и приводимые аргументы дают лишь 20% информации, впоследствии анализируемой оппонентом. Например, вы презентуете перед своим непосредственным руководителем тщательно подготовленные данные по рационализации рабочего времени путем инновационного подхода к планированию. И точно знаете, что сама по себе идея великолепна, со всех сторон изучена, взвешена. Как автор, вы бы хотели быть услышаны, а также правильно поняты, чтобы идею адекватно восприняли и поддержали. Но если суть услышанного для руководителя — всего лишь 20%, шансов на успех не так уж и много. Следовательно, необходимо «отвоевать» еще 80%, а это как раз информация, передаваемая невербальным образом. В частности, ваша манера держаться, жестикуляция, внешний вид, интонации, темп речи. Все это должно гармонировать с тем, что вы преподносите.

Почему так, а не иначе? Вы, разумеется, знаете, что все происходящее в жизни накладывает определенный отпечаток на подсознание. События запоминаются и хранятся в его глубинах, влияя на саму личность и определяя ярко выраженные черты характера, поступки, суждения, предпочтения и оценку окружающего. Называется данная система жизненным опытом.

И этот опыт не просто хранится, подобно раритетному музейному экспонату, он претерпевает изменения, обрастает новыми подробностями, иногда домыслами, или же, напротив, теряет какие-то детали. Со временем отношение к пережитому меняется, вы извлекаете уроки из ситуации и пытаетесь обойти неприятные моменты в будущем. Ваша психика, в свою очередь, кодирует все значимые для вас воспоминания по определенным схемам, фиксирует их в ячейки памяти под названием репрезентативные системы, или каналы восприятия.

Различают несколько потоков информации, выделяя, как правило, три основных. Отсюда и возникла аббревиатура репрезентаций VAK (визуальный, аудиальный, кинестетический). В чем же их суть? Визуальный поток включает в себя все, что относится к зрению, реальному и воображаемому; в категории аудиального находится все, что относится к слуховым ощущениям, — слышимые и воображаемые звуки; кинестетический — все телесные ощущения: осязание, движения, температура, давление и т.д. Внутри кинестетического потока восприятия имеется два небольших, но значимых канала — ольфакторный (отвечает за обоняние) и густаториальный (отвечает за вкусовые ощущения).

Стоит также упомянуть о дигитальном (цифровом или понятийном) восприятии. Это полная противоположность аудиальному, визуальному и кинестетическому. Здесь нет ни оттенков, ни полутонов. Дигитал мыслит не образами, звуками и ощущениями, а понятиями, аргументами, правилами и суждениями. Основной вопрос, на который он постоянно отвечает, — правильно или неправильно? С одной стороны, разумный подход. А с другой, даже дигитальное восприятие не гарантирует жизненный путь, исключающий ошибки. И если пойти от обратного, то получается, что тот же визуал, аудиал или кинестетик принимает одни только неправильные решения. Но это ведь далеко не так!

Несмотря на то, что люди с дигитальным восприятием используют все пять органов чувств, у них совершенно особое, рационалистическое мышление. Они ориентируются на пользу и эффективность, работают и живут без лишних эмоций и очень боятся общения, потому что в глубине души довольно чувствительны и ранимы. Хорошо обращаются со словами, не допуская двусмысленных толкований, а также предпочитают использовать высокопарные фразы. Это настоящие интеллектуалы. Впрочем, таких людей совсем не много, а среди женщин они почти не встречаются.

В идеальном случае, в так называемых «лабораторных» условиях, каждый человек должен иметь четыре гармонично развитых канала восприятия. Но в реальных, «полевых», определенный тип восприятия все-таки преобладает. Различия в преобладающих типах восприятия зачастую препятствуют сближению людей — коллег, родственников или друзей. Со стороны это выглядит так, словно они фактически говорят на разных языках. Ясности нет, а вот разочарований и обид множество. Так, визуал вряд ли обратит внимание на то, каким тоном к нему обратились, а для аудиала это исключительно важно. И дабы не попадать впросак, знаниями о типах восприятия следует пользоваться не только в повседневном общении со своей семьей, но и в деловом мире.

Вернемся к вышеописанной ситуации: вам предстоит преподнести информацию руководству с максимальной эффективностью, ведь от принятого решения будет зависеть очень многое.

Руководитель-визуал наверняка не станет вникать в ваши красноречивые доводы. Для него максимально информативной станет красочная презентация с таблицами, схемами и картинками. А если при этом вы будете одеты «с иголочки», это только закрепит успех. Шеф-аудиал не оценит яркость красок и ваш великолепный деловой костюм. Для него важно услышать пламенную и эмоциональную речь в защиту выношенной идеи. Для босса-дигитала лучшим будет приведение сухих цифр статистики, свидетельствующих о прибылях вашей фирмы и крахе конкурентов. Следовательно, чтобы покорить деловые вершины, надо тренировать собственные каналы восприятия, учиться распознавать типы восприятия других людей и общаться с окружающими на их «языке».


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023