+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Руководитель уходит в отпуск

"Секретарское дело" № 07/2014

Руководитель уходит в отпуск



Наталья Новик


Статьей 252 Трудового кодекса Республики Беларусь определено что, руководитель организации — это физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Права и обязанности руководителя определяются законодательством, учредительными документами, а также трудовым договором, заключаемым с ним. В то же время руководитель организации — такой же работник, как и остальные, и на него также распространяются нормы ТК.

Рассмотрение самого вопроса о предоставлении отпуска руководителю организации (согласование отпуска руководителю), документальное оформление такого согласования может быть отнесено уставом организации (иным локальным нормативным правовым актом) к компетенции, например, собственника организации или возложено на совет директоров (в зависимости от правовой формы организации). Дальнейшее оформление отпуска руководителя организации (издание приказа (распоряжения, записки) о предоставлении отпуска), выплата среднего заработка за время отпуска производятся в общеустановленном порядке, предусмотренном трудовым законодательством. Основанием для издания приказа (распоряжения, записки) будут служить график отпусков и документ, которым согласовано предоставление отпуска (например, протокол, выписка из протокола). Использование в приказе о предоставлении отпуска руководителю организации формулировок «Убываю в отпуск…», «Прерываю отпуск…» и т.п. является неправомерным, поскольку в документах, подготовленных таким образом, содержится лишь констатация факта убытия руководителя, но отсутствует важнейшая часть приказа как правового акта — распорядительная, которая является основанием, например, для бухгалтерии при расчете и выплате отпускных. Кроме того, подобные формулировки противоречат требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих соответствующие вопросы.

Унифицированная система организационно-распорядительной документации, утвержденная приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.05.2007 № 25, содержит форму приказа о предоставлении отпуска. Данная форма применяется при оформлении отпусков работников независимо от занимаемых ими должностей и профессий, в том числе и руководителей организаций.

Гораздо больше вопросов возникает при оформлении возложения исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя на кого-то из работников организации. Как тут поступить? Рассмотрим возможные варианты.

Закрепление в ЛНПА (устав организации, должностная инструкция заместителю руководителя и др.) возложения обязанностей руководителя на период его временного отсутствия при наличии в штатном расписании организации должности «заместитель руководителя». Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, за заместителем руководителя закреплено выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.). Однако данное условие должно содержаться в трудовом договоре, должностной инструкции заместителю руководителя, приказе о распределении обязанностей между заместителями. Первый день отсутствия руководителя (к примеру, первый день трудового отпуска) и будет первым днем, когда заместитель руководителя (исполняющий обязанности) приступит к выполнению обязанностей руководителя, а последним — день, предшествующий дню выхода руководителя. Заместитель не освобождается от своих обязанностей при выполнении обязанностей руководителя. Доплата не устанавливается.

Издания специального приказа не потребуется, если в указанных документах полно и четко указан весь порядок выполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя. Если в штатном расписании организации предусмотрена только одна должность заместителя, то занимающий ее работник и будет временно, на период отсутствия руководителя, выполнять его обязанности. Если в штатном расписании организации предусмотрено две и более должностей заместителя, то целесообразно, в дополнение к уже названным документам, также издание приказа о распределении обязанностей между заместителями руководителя. Полномочия заместителя руководителя отражены в ЛНПА и определяются на основании доверенности, подписанной руководителем. При выполнении обязанностей временно отсутствующего руководителя его заместителю предоставляется больше полномочий, к примеру, подписывать платежные документы и т.п. В таком случае оформляется дополнительная доверенность с указанием этих полномочий.

Если в ЛНПА не установлен порядок исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя его заместителем, то такая ситуация регулируется путем издания приказа и выдачи соответствующей доверенности, в которых будут оговорены передаваемые полномочия и указан срок их выполнения.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023