+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Разговор с психологом. Позитивные стороны конфликтов

"Секретарское дело" № 01/2014

Разговор с психологом. Позитивные стороны конфликтов



Яна Сурганова


Негативные последствия конфликтов в организациях очевидны. Это и снижение управляемости коллективом, и отвлечение работников от целей и задач компании, и общая неудовлетворенность в связи возникновением стрессовой ситуации. Добавьте сюда растрату сил и энергии попусту и получите совсем безрадостную картину.

Согласно статистике, конфликты между сотрудниками превращают «моральные» потери в финансовые: производительность труда заметно падает, потери рабочего времени составляют 30%, снижается качество принимаемых решений, ухудшается самочувствие работников и возрастает заболеваемость. После бурных выяснений увольняются квалифицированные кадры: около 50% из них не выдерживают нездоровый микроклимат и уходят, даже если работа им нравится.

В то же время, даже в конфликтных ситуациях можно найти положительные стороны. Современные ученые-конфликтологи говорят словами Уинстона Черчилля: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Данный подход свидетельствует о признании конфликтов неотъемлемой и вполне нормальной частью жизни любого человека.

Мыслителю античности Гераклиту принадлежат слова: «Не только люди, но и боги, и весь Космос существуют в противоречиях. Борьба противоположностей есть всеобщий закон». Любая отдельно взятая организация, отдел, семья состоит из противоречий. Каждая человеческая личность с ее привычками, убеждениями, ценностями подчас глубоко противоречива. В то же время долгие годы на постсоветском пространстве существовала установка на бесконфликтность. Считалось, что в «здоровом» обществе, коллективе, семье не должно быть конфликтов, которые и по сей день воспринимается не иначе как угроза благополучию. Большинство людей исключительно эмоционально реагируют на конфликтные ситуации, стремятся поскорее избавиться от них, например, подавить или избежать любой ценой.

А между тем конфликт — это неотъемлемая часть нашей жизни, форма человеческих отношений, а не свидетельство собственной несостоятельности и вины. Представление о том, что благополучие означает отсутствие проблем, споров и ссор неизбежно приводит к их игнорированию и подавлению. Но проблема-то остается!. И попытки закрыть глаза только усугубляют положение.

Важно понимать, что конфликты при определенных условиях являются неотъемлемым источником общественных изменений и развития. Они и только они инициируют изменения, обновление, прогресс. Любое нововведение, какой бы отрасли оно ни касалось, начинается с отрицания старого, что неизменно приводит к конфликтной ситуации.

Конфликт требует максимально четкой формулировки и выражения интересов, предания гласности реальных позиций сторон по ключевому вопросу, что приводит к более четкому видению корня назревшей проблемы. Видя корень проблемы, приходит ясность в понимании назревшей проблемы, что само по себе способствует создании благоприятной почвы для ее решения. Находясь в конфликтной ситуации, люди мобилизуют все свое внимание, интересы и ресурсы для ее разрешения. В результате в выигрыше остаются все: и сам персонал, и организация. Зачастую назревшие вопросы глобального масштаба, особенно те, которые касаются всей компании, не решаются до тех пор, пока не возникает конфликт, поскольку при бесконфликтном функционировании из уважения к традициям руководители и сотрудники часто избегают острых вопросов. Большинству зачастую просто страшно открыто конфликтовать со старшими по возрасту или же положению сотрудниками.

Кроме того, в результате благополучного разрешения конфликта у его участников формируется чувство сопричастности к принятому в итоге решению, что облегчает его претворение в жизнь. Участие в конфликте стимулирует более продуманные и обоснованные действия для того, чтобы доказать свою правоту и аргументировать точку зрения. Конфликтная ситуация побуждает участников к взаимодействию и выработке новых, максимально эффективных решений, устраняющих саму проблему или ее остроту. Как правило, так происходит тогда, когда стороны способны проявить понимание интересов друг друга и осознают нецелесообразность усугубления конфликта.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023