+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Общая планета

"Секретарское дело" № 05/2013

••• Общая планета


Влада СОБОЛЕВА



Новость о кончине президента Венесуэлы Уго Чавеса быстро облетела мир, а в Беларуси получила особое внимание. После того, как улеглась первая волна шока, венесуэльцы задумались о том, кто будет новым лидером. Главным кандидатом значился Николас Мадуро, которого Чавес назначил своим приемником. И словно этого было мало, Мадуро объявил, что дух команданте еще и благословил его с того света.

Это случилось, когда Мадуро молился в церкви на исторической родине Чавеса. В окно влетела маленькая птичка и, по версии кандидата, трижды облетела вокруг его головы. Тогда Мадуро и понял, что предшественник ратует за его успех и не преминул поделиться этой новостью с народом.

Необычная предвыборная стратегия, не так ли? Сложно представить президентов стран СНГ, рассказывающих, как им приснился дух царя или их благословила фея. Подобный подход кажется несовместимым с политикой, с бизнесом — со светским взглядом на жизнь.

Вот здесь и проявляются культурные отличия. Очень важно понять, что мы хоть и являемся обитателями одной планеты, а мир воспринимаем по-разному. Существует объективная реальность и субъективный взгляд на нее. Последний определяется культурой, климатическими и географическими особенностями страны, историей, семейными традициями. Для одного народа история с духами и благословениями будет выглядеть шуткой. Для другого — истинным посланием высших сил.

Эта разница сохраняется не только в политике, но и во всех сферах жизни. В бизнесе в том числе. В эпоху глобализации представители разных культур научились приспосабливаться друг к другу, сформировались даже некие нейтральные правила общения, которые помогают избежать острых углов. Но о национальных особенностях забывать рано. Их знание порой дает неоспоримое преимущество во многих вопросах.

Север

Представители северной Европы традиционно известны своей рассудительностью и спокойным менталитетом. Даже удивительно, как невозмутимы потомки викингов, которым в свое время махать топором было куда проще, чем вести переговоры.

Для современных «викингов» ситуация поменялась кардинально. Некоторые страны этого региона даже умудрились минимизировать свое участие в войнах и иных потрясениях. Они построили стабильную, развивающуюся экономику, а потому стали желанными партнерами в бизнесе.

Надо сказать, что с северными европейцами найти общий язык довольно просто, в том числе и в прямом смысле. Они, как правило, очень неплохо говорят по-английски, а их вариант произношения довольно просто понять тем, для кого этот язык не является родным.

К тому же честность входит в число их приоритетов. Это не значит, что они будут во всем уступать и отказываться от собственной выгоды ради мира во всем мире. Их понимание справедливости выражается в стремлении следовать обозначенным условиям. Если контракт не подписан, можно поговорить о нем. Если контракт подписан… Что ж, придется выполнять его условия. При этом от своих партнеров северные европейцы ожидают такого же подхода.

Продемонстрировать свою способность держать слово достаточно просто: нужно соблюдать базовые правила этикета. Не опаздывать и не задерживать начало мероприятий. Готовиться к каждым переговорам и каждому семинару. Заранее знать необходимый объем информации, чтобы потребность позвонить третьей стороне и что-то уточнить не возникала слишком часто.

«Викинги» не будут отказываться и от неформального общения. Предложат посидеть в ресторане — они посидят. Предложат выехать за город — согласятся. Они будут очень вежливы и искренне дружелюбны. Но это не значит, что к бизнесу отнесутся менее строго. Философия «я твой брат, ты мой брат» принимается ими только в свободное от работы время.

Стоит отметить, что Северная Европа стала заветным пунктом назначения для эмигрантов из стран Азии и Африки. Большинство из них «оседает» на нижнем слое среднего класса. Но иммигранты второго поколения, родившиеся уже в новой стране, вполне могут оказаться с вами за одним столом. Они, как правило, играют по северным правилам, но все равно сохраняют в стиле ведения переговоров частичку Востока.

Юг

Рассуждая о Юге, поговорим сначала о юге Европы. Это традиционно Испания, Италия и Португалия. Не самые популярные для Беларуси бизнес-регионы, но и не «терра инкогнита». Жители этих государств очень эмоциональны и тем прекрасны. Разговаривая, они редко могут остаться спокойны, порой кажется, что каждый вопрос на повестке дня для них — тема чести и достоинства.

Но преимущества порой превращаются в недостатки. Южанам порой недостает того ответственного подхода к работе, который свойственен северянам. Опоздать на полчаса для них не является проблемой, достойной долгого обсуждения. Перерывы зачастую бывают дольше, чем сеансы переговоров. Ну а под конец обсуждение личной жизни тетушки Марии вообще может оттеснить в сторону нестабильность на валютном рынке.

Впрочем, стереотипы не всегда выражены так ярко. XXI век заставляет перманентно пребывающих в сиесте южан встряхнуться. Испания стабильно удерживает за собой сомнительное лидерство по безработице в Евросоюзе. А где велика безработица, велика и конкуренция. Поэтому «горячим мачо» из южных стран приходится напрягаться и стремиться к поистине немецкой педантичности.

Еще один юг – это Латинская Америка. С европейскими южанами их роднит не только язык, но и стремление к расслабленному образу жизни без лишнего напряжения. Причем если европейцы на волне финансового кризиса спохватились, то представители Латинской Америки в большинстве своем пока далеки от таких глобальных перемен. Для них довольно большое значение имеет дружеское общение. Причем, в отличие от северян, они перенесут его и в бизнес. Тут палка о двух концах: если отношения прекрасные, то сторонам это только на пользу. Если же произошел какой-то межличностный конфликт, даже профессионализм может не помочь.

Это не значит, что жители юга не знакомы с международным деловым этикетом. Знакомы, они ведь тоже часть международного сообщества! Но в какой степени придерживаться этого эмоционально-делового нейтралитета — каждая делегация решает для себя.

Запад

Раз уж мы поделили большую часть Европы на Север и Юг, Запад отдадим на милость североамериканцев и англичан.

Англичане не слишком любят вести бизнес с представителями культур, которые им непонятны, за что молва и окрестила их снобами. Крупица истины в этом присутствует, однако не стоит считать, что иметь дело с британцами слишком сложно.

По-своему, это напоминает переговоры с немцами. Достаточно соблюдать все правила, не пренебрегать пунктуальностью и следовать деловому этикету в самом строгом его проявлении. При этом англичане, в отличие от немцев, реже позволяют себе сократить дистанцию в общении. Но если они это сделают, вы заметите. Жители Туманного Альбиона умеют передавать свое отношение даже без слов.

Американцы, напротив, неформальный подход в бизнесе ценят. Они могут сходу начать обращение к партнеру по имени (отчество в английском отсутствует как явление, но деловой стиль рекомендует обращаться по фамилии, добавляя перед этим «мистер» или «мисс/миссис»). Могут, едва зайдя в кабинет, скинуть пиджаки и закатать рукава рубашек, если сочтут, что им жарко. Могут дружески похлопать по плечу, если переговоры завершились успешно.

Могут. Но не факт, что сделают. Мнение о том, что американцы совсем не имеют представления о строгости общения, преувеличено. Однако нельзя отрицать и тот факт, что исторически культура их общения была пронизана духом партнерства и равноправия. В Англии общество четко делилось на аристократов и простолюдинов. Те, кто приезжал в Америку, часто оставляли прошлое позади и начинали движение с одной линии. Свободолюбивый дух предков передался и современным американцам.

Но при всей своей «простоте» бизнесмены из США в жизни не откажутся от собственной выгоды. Их дружелюбие имеет иную природу, нежели дружелюбие южан. Улыбаясь, они продолжат гнуть свою линию. Это еще один принцип американской культуры — принцип честной игры. В переговорах у каждого свой интерес. Но когда договоры составлены, а бумаги подписаны, никто не будет держать на вас обиду за собственные отвоеванные позиции дохода.

Восток

Восток, как водится, дело тонкое. Тоньше некуда! Если у европейцев и американцев все имеющиеся странности и капризы (куда же без них!) более-менее очевидны, то разобраться, что же творится в загадочной азиатской душе, очень тяжело.

Народы Востока традиционны. Это не значит, что у них традиции есть, а у нас нет. Это значит, что они следуют своим традициям с педантизмом, который для нас порой необъясним. Отношения старшинства, социальное неравенство, даже символика цвета и жестов — все это находит свое место в деловом этикете.

Жители Востока всего принимают во внимание социальное неравенство, как минимум на уровне общения. Так, в Китае подчиненный не может отказать своему руководителю, каким бы ни было поручение. Но, обратите внимание, это не значит, что китайский служащий сделает все что угодно с рабским благолепием. Если он считает, что поручение несовместимо с его положением, статусом, опытом или возрастом, он просто его проигнорирует. Даже если при разговоре с начальником согласно кивал. И руководитель не будет его за это отчитывать, потому что упреки — унижение достоинства и личное оскорбление. Так что спор двух людей, стоящих на разных социальных ступенях, на Востоке не только маловероятен, но и не слишком перспективен. Поэтому постарайтесь, чтобы на переговорах с иностранной делегацией сотрудники от вашей стороны имели примерно тот же социальный статус (а лучше и возраст), что и гости.

Этикет должен проявляться не только в общении, но и в образе. Будет лучше предпочесть самый строгий стиль, без намека на откровенность. Конечно, надеть на женщин паранджу гости с Востока не потребуют. Но отнесутся с большим уважением, если почувствуют соответствующую переговорам атмосферу.

В целом, при ведении бизнеса с представителями Востока условностей больше всего. Они никогда не говорят «нет», и чтобы распознать отрицательный ответ, нужно обладать соответствующими знаниями и опытом. Японцы и китайцы предпочитают передавать документы и даже визитки двумя руками. Если представитель вашей стороны по привычке возьмет визитку одной рукой, крик азиаты не поднимут. Но жест заметят. А уж если это будет проделано левой рукой, то и вовсе оскорбятся, ведь левая рука — «грязная», «сторона дьявола». В христианстве, кстати, тоже так, просто выражено это менее ярко.

По-соседски

Тех, кто живет рядом с нами, понять проще. Мы существуем и развиваемся примерно в одинаковых условиях, наши предки жили бок о бок. Другое дело те, чья культура известна нам лишь по книгам, Интернету и фильмам (в лучшем случае — документальным). Их отличия во многих сферах способны превратиться в непреодолимую преграду.

Однако найти общий язык не так сложно. Во-первых, важно держать в памяти базовые, нейтральные правила делового общения. Во-вторых, никогда не реагировать на нечто непонятное агрессией и возмущением. Мы разные и равные одновременно. И в этом ключ к успешному сотрудничеству.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023