+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Ирина Сотникова: «Тип корпоративной культуры компании должен соответствовать ее стратегии»

"Секретарское дело" № 09/2012

Ирина Сотникова: «Тип корпоративной культуры компании должен соответствовать ее стратегии»


Дарья Калинина



Корпоративная культура есть в каждой организации. Это неотъемлемая ее часть. Система базовых ценностей формируется из мировоззрений ключевых сотрудников компании, хотя в большинстве случаев это стихийный, не управляемый осознанно процесс. И лишь единицы имеют корпоративную культуру, настроенную «вручную».

О плюсах и минусах различных типов корпоративных культур рассказала Ирина СОТНИКОВА, партнер, руководитель направления организационного консультирования, бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас».

— Эдгар Шейн, основатель научного направления «Организационная психология» и автор работ по организационной культуре, называл корпоративной культурой «комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации, внутренней интеграции, функционирующий достаточно долго, чтобы подтвердить свою состоятельность, и передаваемый новым членам организации как единственно правильный».

Насколько точно, на Ваш взгляд, это громоздкое определение передает сущность понятия «корпоративная культура»?

— Определение, действительно, громоздкое, хотя суть термина оно передает довольно точно.

Отмечу, что существует несколько разновидностей корпоративной культуры. В соответствии с классификацией Роберта Куинна и Кима Камерона выделяют четыре типа корпоративной культуры с кардинально разными ценностями.

Первый тип — адхократический. Он складывается в компаниях, создающих инновационные творческие продукты, и предполагает наиболее рисковую модель поведения, высокую степень свободы творчества сотрудников.

Второй тип — рыночный. Отличается жесткостью и нацеленностью на конечный результат. При данном типе корпоративной культуры в компании наблюдается высокий уровень конкуренции между сотрудниками, ориентация на индивидуальный успех, достижение.

Третий — иерархический тип, его иногда называют бюрократическим. В отличие от рыночной корпоративной культуры здесь не так важен конечный результат. Основная обязанность сотрудников — четко следовать установленным правилам и нормам. Ориентация на контролируемость, управляемость, стабильность процессов.

И, наконец, четвертый тип корпоративной культуры — клановый. Он присущ компаниям, которые напоминают большие семьи. Здесь существуют такие ценности, как дружба и совместное времяпрепровождение. Если сотрудники не справляются с трудовыми обязанностями, руководители не спешат их увольнять, возможно, сотрудник не на своем месте, ему постараются найти более подходящую работу, развить, подучить. Главное, чтобы человек по своим личностным качествам подходил.

Конечно, в чистом виде типы корпоративной культуры встречаются редко. В основном в компаниях сочетаются их разные элементы. 

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала 

оформить подписку на журнал


info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023