"Секретарское дело" № 09/2012 |
Корпоративная культура есть в каждой организации. Это неотъемлемая ее часть. Система базовых ценностей формируется из мировоззрений ключевых сотрудников компании, хотя в большинстве случаев это стихийный, не управляемый осознанно процесс. И лишь единицы имеют корпоративную культуру, настроенную «вручную». О плюсах и минусах различных типов корпоративных культур рассказала Ирина СОТНИКОВА, партнер, руководитель направления организационного консультирования, бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас».
— Эдгар Шейн, основатель научного направления «Организационная психология» и автор работ по организационной культуре, называл корпоративной культурой «комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации, внутренней интеграции, функционирующий достаточно долго, чтобы подтвердить свою состоятельность, и передаваемый новым членам организации как единственно правильный». Насколько точно, на Ваш взгляд, это громоздкое определение передает сущность понятия «корпоративная культура»? — Определение, действительно, громоздкое, хотя суть термина оно передает довольно точно. Отмечу, что существует несколько разновидностей корпоративной культуры. В соответствии с классификацией Роберта Куинна и Кима Камерона выделяют четыре типа корпоративной культуры с кардинально разными ценностями. Первый тип — адхократический. Он складывается в компаниях, создающих инновационные творческие продукты, и предполагает наиболее рисковую модель поведения, высокую степень свободы творчества сотрудников. Второй тип — рыночный. Отличается жесткостью и нацеленностью на конечный результат. При данном типе корпоративной культуры в компании наблюдается высокий уровень конкуренции между сотрудниками, ориентация на индивидуальный успех, достижение. Третий — иерархический тип, его иногда называют бюрократическим. В отличие от рыночной корпоративной культуры здесь не так важен конечный результат. Основная обязанность сотрудников — четко следовать установленным правилам и нормам. Ориентация на контролируемость, управляемость, стабильность процессов. И, наконец, четвертый тип корпоративной культуры — клановый. Он присущ компаниям, которые напоминают большие семьи. Здесь существуют такие ценности, как дружба и совместное времяпрепровождение. Если сотрудники не справляются с трудовыми обязанностями, руководители не спешат их увольнять, возможно, сотрудник не на своем месте, ему постараются найти более подходящую работу, развить, подучить. Главное, чтобы человек по своим личностным качествам подходил. Конечно, в чистом виде типы корпоративной культуры встречаются редко. В основном в компаниях сочетаются их разные элементы. Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023