+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Вежливость — это важно

"Секретарское дело" № 01/2012

Вежливость — это важно

Валентин Паневчик,
доцент кафедры производственных технологий Белорусского государственного экономического университета


Любое деловое письмо предназначено для реализации конкретной цели, поставленной автором, которая и определяет оптимальное использование языковых средств для построения текста, а также разнообразных стратегий и тактик речевого поведения. Вежливость является важнейшим условием достижения эффективного общения.

В тексте делового письма широко используются разнообразные средства и способы проявления вежливости. Наиболее яркими выразителями данной коммуникативной категории являются лексические единицы языка, так называемые «вежливые» слова. В современном деловом письме возможно широкое использование двух подобных компонентов. Прежде всего, это употребление слова «пожалуйста», которое чаще других выступает в качестве актуализатора вежливости. Например:

Пожалуйста, сообщите нам Ваши условия поставки товара.

Во-вторых, это функциональное использование слова «спасибо»:

Спасибо за Ваши предложения!

В зону речевого этикета и проявления категории вежливости входят правила выбора «ты-» или «вы-формы» общения. В русской традиции употребление местоимения «Вы», «Ваш» и т.п. указывает на дистанцию между собеседниками, официальность обстановки. «Вы-форма» диктует особые конструкции, задает тональность общения. Рекомендуется графическое выделение прописной буквой даже при обращении к группе лиц. Например:

Уважаемые Дамы и Господа!

Доводим до Вашего сведения, что…

Выбор той или иной единицы определяет намерение автора, цель, которую он стремится достичь посредством данного текста (письма и т.д.). Употребление разнообразных средств обусловлено тремя основными функциями вежливости в деловом письме:

— создание нужной тональности общения;

— снижение категоричности высказывания;

— внесение оценочно-субъективных оттенков в текст официального документа.

Кроме того, умение эффективно воздействовать на адресата очень важно в деловом общении, поскольку добиться от партнера ответной реакции в нужной вам «тональности» — задача любого служебного письма.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023