+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Детское чтение для взрослых

"Секретарское дело" № 12/2011

••• Детское чтение для взрослых

Евгений ЕРОШЕНКО


Поводом для написания этого материала послужила жалоба одного из сотрудников редакции крупной белорусской газеты. «Совсем не хочет читать», — разочарованно сказал мой старый приятель о своей девятилетней дочке. «Заставь, — говорю. — В чем проблема?» «Да ты знаешь, — отвечает, — я бы с радостью, но все работаю и времени нет».

Не хочу и не буду

То, что дети не хотят читать, — не новость. Можно зайти на любой форум, где обсуждаются проблемы воспитания, и почти гарантированно наткнуться на соответствующую тему. Среди прочего нет-нет да и всплывет обида, дескать, киндеры сейчас пошли не те, литература ни бумажная, ни электронная интереса у них не вызывает. Компьютер или телевизор — другое дело. А книги… Ну, скучно же, в самом деле! Заставлять же отпрысков что-то делать сейчас не модно, да и времени (очевидно же, что мой приятель со своими пожизненными переработками не одинок), как обычно, на все не хватает.

И все бы было хорошо, но у меня перед глазами есть пример совершенно противоположный.

Юля и Никита — мои хорошие знакомые. Из Беларуси они эмигрировали несколько лет назад. Сейчас живут в Техасе, родили сына, занимаются наукой. По меркам «центра Европы» семья более чем обеспеченная: есть дом на побережье, пара машин, яхта. Примерно полгода назад Юля стала надолго (неделями) пропадать из скайпа. Однажды мне все же повезло ее поймать и поинтересоваться, что же-таки случилось?

— Понимаешь, наш Матвей начал проявлять интерес к компьютеру. Мы посоветовались с мужем и убрали из дома телевизор и ноутбуки, оставили ему только проектор и книги. На работе у меня возможности общаться нет, а с коммуникатора писать неудобно. Так что извини, я пока буду редко появляться.

Ключевые слова здесь «проектор» и «книги». Как и любой другой 4-летний ребенок, их сын, запросто научившись включать телевизор с компьютером, подсел на мультфильмы и специализированные детские сериалы. В белорусской действительности, возможно, такая любознательность могла бы стать предметом гордости: дескать, смотрите, какой большой. В американских же условиях она вызвала обеспокоенность: Матвей еще не умеет читать, но уже научился потреблять в избытке поставляемый телеканалами информационный шум. А поскольку семья готовит ему вполне определенное будущее, сейчас на сенсорном экране своего ридера он ежедневно под чутким маминым присмотром рисует, а затем называет буквы сразу двух алфавитов — английского и русского. Что же касается мультиков, то мало того, что просмотр ограничен двумя часами в день, так он еще и подается как награда за успехи в учебе. Система жесткая, но справедливая: удалось вспомнить, что похожая на сову буква называется «Ф», — получи на ужин «Золотую Антилопу» или пару серий «Утиных историй». Забыл — марш играть во двор.

Библиотека в кармане

О том, что правильно подобранное чтение развивает детские, а иногда и взрослые мозги, можно прочесть у любого психолога. Другое дело, что тщательность подхода в данном случае вызывает уважение. Утопить родительскую твердость в детских слезах у Матвея нет ни единого шанса — слишком высоки ставки. Путь наверх сложен, но и альтернатива наглядна: пятая часть населения Хьюстона сидит на социальном пособии — велфере. Именно поэтому обучение основам чтения для ребенка сейчас — основная работа. Корней Чуковский, Алан Милн и Сельма Лагерлеф — то, что сейчас ему читает мама. Марк Твен, Даниель Дефо и Джоан Роулинг — то, что он скоро начнет читать сам. Когда мы последний раз созванивались с Юлей, я специально уточнил размеры ее коллекции: собирать детские книги она начала еще в Минске, почти сразу после того, как купила у местного представителя свой первый PocketBook. За прошедшие годы собрался солидный список нужной литературы. Сейчас семейная «библиотека в кармане» занимает примерно 4 гигабайта и, судя по всему, еще будет пополняться. Благо, что поддержка microSD-карт позволяет каждый раз легко переносить накопленное богатство на новое поколение гаджетов.

Сейчас семейство ждет появления на рынке интерактивных книг для детей от PocketBook и издательства Glowberry, адаптированных под Android-планшеты. Предполагается, что самым маленьким пользователям новинка частично заменит бумажно-резиновую литературу, а для старших станет настоящим центром развлечений и обучения. Особенности, которые отличают эти интерактивные книги от прочих разработок такого рода, — продуманный интерфейс и многоязычность. Известно, что многие вещи, кажущиеся взрослым странными и нелогичными, на ура воспринимаются детьми. Так вот, программисты и дизайнеры PocketBook и Glowberry ориентировались именно на детскую модель восприятия.

Только для тех, кто умеет читать

В перспективе у Матвея непростая, но интересная жизнь. После частной школы он, скорее всего, закончит колледж, потом поступит в хороший университет. Главная трудность, которую ему предстоит преодолеть на этом пути, — сверстники. Обществом установлена довольно высокая планка соответствия для детей американского среднего класса. Для желающих ее преодолеть общая начитанность и эрудиция обязательны. В Беларуси этот тезис может показаться спорным. Но на самом деле разница в мироощущении не так велика, как может показаться на первый взгляд. При сравнении двух ситуаций лично у меня сложилось определенное мнение: натаскивают на регулярное и продуманное чтение те родители, которые верят в будущее своих детей. Понятно, что условия в Беларуси и США разные, но в любом случае самым важным остается желание.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023