+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Влияние личностных качеств на общение

"Секретарское дело" № 02/2011

••• Влияние личностных качеств на общение

Виктория Древницкая,
специалист по поиску и найму персонала Международный Автомобильный Холдинг «Атлант-М»

Общение — это обмен информацией в условиях совместной деятельности, в ходе которого у участников формируется определенное впечатление друг о друге, а также выбирается стратегия взаимодействия. Люди склонны к различным стилям поведения, тактикам и приемам воздействия на собеседника. И манеры общения не являются только врожденными или только приобретенными — это некий микст. Каждый человек обладает темпераментом, самооценкой, определенными способностями. На это накладываются приобретенные в процессе воспитания и социализации черты, что в итоге и формирует определенный стиль поведения с окружающими.

Деловые взаимоотношения сотрудников в организации во многом зависят от их личностных качеств. Это определяет совместимость членов команды, взаимопонимание, единое видение целей совместной работы, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций. И если сотрудники, которым поставлена общая задача, не приходят к единому видению проблемы и построению дальнейших действий, это чревато негативными последствиями для результатов деятельности. Причиной этого может служить нарушенная коммуникация, несовместимость манер, способов построения общения и т.д.

Существует такое понятие, как коммуникативная компетентность. Это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Однако далеко не все люди ею обладают. Одни легко идут на контакт, другие избегают любого взаимодействия, что препятствует налаживанию связей и обмену информацией. В итоге общение может стать неэффективным и перестать отвечать поставленным задачам. Часто для достижения конкретных целей используют такие средства, как шантаж, угрозы, жалобы руководству. Да, это приносит свои плоды, но никак не является профессиональной коммуникативной компетентностью.

Внутри организации огромное значение имеет способность сотрудников выстраивать отношения с клиентами. Не менее важен и темперамент. Он служит как бы индикатором всей психической деятельности человека и проявляется в мышлении, эмоциональной сфере, поведении, манере держаться. Традиционно выделяют 4 типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Люди с разным темпераментом выстраивают взаимодействие с окружающими по-своему. Так, холерик и сангвиник более контактные и активные по сравнению с флегматиком и меланхоликом. Поэтому из них, как правило, получаются успешные продавцы, консультанты, генераторы идей. Сангвиники — энергичны и активны, быстро сходятся с людьми. В ситуации общения проявляют инициативу, достаточно убедительны в высказываниях, располагают к себе собеседника. Как следствие, возрастает вероятность того, что они привлекут внимание к предлагаемым товарам или услугам.

Холерики активны, предприимчивы, способны найти выход из любой ситуации, проявляют упорство в преодолении трудностей на пути к результату. Из них получаются хорошие управленцы, координаторы. Они страдают быстрой истощаемостью при выполнении монотонной однообразной работы. Поэтому холерики, как правило, нуждаются в исполнителях, которые способны воплотить их идеи в реальность, сделав неинтересную, но необходимую работу. В общении они активны, не всегда умеют слушать, навязывают свое мнение, склонны к проявлению агрессии.

Ввиду своей медлительности и размеренности флегматик доводит начатые дела до конца, в то время как холерик может резко потерять интерес и оставить их незавершенными. Они, как правило, уравновешены, спокойны, предпочитают тщательно планировать свои действия и любят постоянство в жизни. В общении пассивны, иногда кажутся нудными, прислушиваются к мнению значимых людей и часто следуют их рекомендациям. Таким образом, флегматики испытывают сложности в самостоятельном принятии решений, поэтому и нуждаются в постоянном общении.

Меланхолик слишком впечатлителен, в стрессовых ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. Для него вряд ли подойдет работа, связанная с рисками, стрессом, в условиях опасности и необходимости оставаться внимательным. Меланхоликам, скорее, требуется работа в «тепличных» условиях, где спокойно, безопасно и стабильно, когда он четко знает, что будет завтра и что это завтра будет таким же, как сегодня и вчера. В благоприятной обстановке они способны качественно выполнять свои обязанности и вести успешные диалоги с коллегами и клиентами.

После приема на работу менеджеры по персоналу должны учитывать темперамент нового сотрудника. В первую очередь это касается адаптации. Например, флегматику понадобится гораздо больше времени для приспособления к новым условиям труда внутри организации. Для человека с таким темпераментом рекомендована исполнительская работа, с наличием четких инструкций и руководств.

По К. Юнгу выделяют два типа личности: экстраверты и интроверты. Если соотнести данную типологию с классификацией темпераментов, то холериков и сангвиников можно идентифицировать с экстравертами, а флегматиков и меланхоликов — с интровертами. Для экстравертов характерна направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, порывистость. Они легко устанавливают контакт, достаточно успешно оказывают влияние на собеседника, умеют убеждать. Слабые стороны экстраверта — меньшая способность слушать, импульсивность, которая проявляется вспышками гнева или ярости, некоторая поспешность решений. В ходе разговора они могут перебивать собеседника, навязывать свою точку зрения.

Интроверты ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости, для них характерны медлительность движений, речи. Они редко становятся руководителями, чаще сами нуждаются в координации своих действий. Это в большей степени исполнители. Они тщательно продумывают то, что хотят сказать, и ждут этого от других. В отличие от экстравертов считаются хорошими слушателями, не любят, когда их перебивают в разговоре, и сами не перебивают других.

Не менее значимыми в общении являются вербальные и невербальные средства коммуникации. От использования последних во многом зависит успешность передачи информации. Исследователями установлено, что люди в разной степени способны воспринимать, кодировать и интерпретировать невербальную информацию. Более того, эта способность может развиваться со временем. Невербальное поведение усиливает эмоциональную окраску сказанного, отлично дополняет речевые высказывания, является индикатором состояния партнера по общению (необходимо выбирать открытую позу, демонстрируя расположение к собеседнику, улыбаться). Не стоит забывать об интонации и темпе речи, ведь одну и ту же фразу можно преподнести и понять по-разному.

Таким образом, личностные черты имеют большое значение в достижении целей организации. И если существует возможность подбора персонала с учетом индивидуальных особенностей и коммуникативной совместимости сотрудников, то это только улучшит ее функционирование и приведет к слаженной работе коллектива. Ведь в случае, если руководитель стремится набрать команду единомышленников, каждый из них должен разделять его цели и ценности, иметь схожие модели построения коммуникации.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023