+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Служебная тайна и коммерческая тайна: о чем должен молчать профессионал

"Секретарское дело" № 03/2009

••• Служебная тайна и коммерческая тайна: о чем должен молчать профессионал

 

Влада СОБОЛЕВА

 

Информация всегда была одним из основных источников дохода и развития, по сути, это — основа всего. С идеи начинается технология, данные позволяют контролировать ситуацию, знание приносит прибыль. Информация является ценностью, которую не так уж сложно украсть, именно поэтому ее зачастую охраняют тщательней, чем любые материальные ресурсы.

Определенные тайны есть в каждой профессии. Некоторые из них охраняются негласными законами вежливости, другие же попадают под защиту государства. Молчание становится обязанностью, уклониться от которой нельзя.

 

Для служебного пользования

К профессиональной сфере относятся понятия «служебная» и «коммерческая тайна». Между ними невозможно провести не вызывающую сомнений, строгую границу, поскольку ни одно из этих понятий четко не прописано в законодательстве.

В целом, определение «служебная тайна» несколько шире, так как коммерческая тайна может быть частью служебной. Так, если сведения, полученные в результате служебной деятельности, имеют коммерческий характер и служат для получения дохода, речь идет одновременно о нарушении и служебной, и коммерческой тайны. Во многих странах, например, в США, понятия служебная и коммерческая тайна фактически совпадают в своем значении.

Исключением можно назвать разве что информацию, представляющую собой государственную тайну, — она служебной тайной не является.

Таким образом, можно отметить, что к коммерческой тайне относятся сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а к служебной — полученная в результате профессиональной деятельности информация, доступ к которой ограничен органами.

Как правило, нормы служебной тайны являются общими для ряда государственных учреждений, тогда как условия коммерческой тайны определяются отдельно каждой фирмой. Так, ни один из ЗАГСов не может распространять сведения о записях актов гражданского состояния (регистрация рождения, смерти, тайна усыновления, перемена имени и др.), поскольку подобные сведения являются служебной тайной. Еще одним примером служебной тайны могут быть данные, получаемые налоговой инспекцией. Они являются строго конфиденциальными и не должны передаваться третьим лицам.

Подобные сведения считаются «несекретными», под этим подразумевается, что круг лиц, которым может быть предоставлен доступ к служебной информации, строго не ограничен. Данные будут предоставлены, если того требует ситуация и позволяет профессиональная деятельность указанных лиц. Так, на международных переговорах всегда присутствует переводчик, который узнает определенные тайные сведения об обеих сторонах. Эти сведения не должны распространяться — речь идет о переводческой тайне, разновидности служебной.

Информация, являющаяся служебной тайной, отмечается грифом «для служебного пользования», который лучше всего отображает ее суть. Это данные, распространение которых нежелательно, но и скрыть их ото всех невозможно. Следовательно, эти данные должны быть доступны лишь тем, кто имеет право на их получение по роду профессиональной деятельности.

Несмотря на отсутствие закона «О служебной тайне», разглашение сведений, отмеченных грифом «для служебного пользования», может повлечь за собой юридические или административные санкции.

 

Что может быть коммерческой тайной…

Как уже было сказано, коммерческая тайна связана с соответствующей сферой деятельности. Точного определения нет и здесь, что несложно понять: невозможно составить строгий перечень сведений, составляющих такого рода тайну. В «Положении о коммерческой тайне», утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь, указано следующее: «Коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования».

Как можно увидеть, теория коммерческой тайны несколько размыта. Критерии информации, подлежащей преднамеренному сокрытию, определяются отдельно каждой компанией. Существуют лишь общие требования, которых нужно придерживаться: такая информация должна предоставлять реальную ценность и оформляться документально.

Что же на практике может стать коммерческой тайной?

Во-первых, это все, что связанно с деятельностью компании: сведения о сырье, о готовой продукции, структуре производства, данные о стратегии продаж, даже программное обеспечение, установленное на компьютерах. Все детали транспортировки продукции также могут быть объявлены коммерческой тайной. Причину этого понять несложно: разглашение таких подробностей может привести к краже не только интеллектуальной, но и материальной собственности.

Во-вторых, к тайне часто относятся все планы компании (относительно выхода на рынок нового продукта, инвестиций, закупок, продаж и т.д.); исследования особенностей рынка, проводимые компанией; детали документов, находящихся в разработке. Словом, все то, что руководство компании не объявило публично. Ведь новый продукт не будет секретом вечно — он выйдет на рынок; однако до этого момента о его существовании должно знать лишь ограниченное число людей.

В-третьих, те, с кем компания взаимодействует, также должны стать закрытой темой. Речь идет не только о партнерах, но и о заказчиках, посредниках, поставщиках, торговых агентах, клиентах, спонсорах и даже конкурентах. Все сделки, заключаемые компанией, необходимо хранить в тайне, в противном случае фирма может столкнуться с проблемами. В качестве примера можно примести подобную ситуацию: один из клиентов фирмы узнаёт, что другому клиенту предоставляется большая скидка при закупке. Вероятнее всего, первого клиента фирма потеряет, а вместе с тем ее репутации будет нанесен серьезный урон.

В-четвертых, непосредственную угрозу представляет общедоступность информации о безопасности компании: службе охраны, сигнализации, паролях, кодах и т.д. По сути, даже сведения о методах сохранения коммерческой тайны тоже являются такой тайной.

Суммы, цифры, имена, адреса, даты — коммерческой тайной может стать очень многое, но не все. Существует перечень сведений, которые такого рода тайной не являются.

…А что тайной быть не может

Прежде всего, коммерческой тайной никогда не станет информация, являющаяся общеизвестной и общедоступной по законодательству Республики Беларусь. Это кажется очевидным, и все же этот пункт включен в «Положение о коммерческой тайне». Дело в том, что разглашение тайны может стать причиной для увольнения сотрудника, поэтому, во избежание произвола, существует перечень фактов, которые не могут быть классифицированы как коммерческая тайна.

Коммерческой тайной не станут сведения, являющиеся государственным секретом (это уже государственная тайна), а также защищенные патентным и авторским правом. Причина проста: такая информация уже имеет владельца и защищена отдельными законами.

Кроме того, посредством коммерческой тайны организация не имеет права скрывать любую незаконную и противоправную деятельность, способную нанести ущерб интересам государства.

Тайной не являются и некоторые документы, например, учредительные (существование самой фирмы не может быть ее же тайной), устав, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью. Не скрываются и сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности. Впрочем, этот пункт непосредственно связан с указанием о не причинении ущерба интересам государства.

Компании не позволяется скрывать информацию о численности и составе рабочих, их заработной плате, условиях труда, наличии свободных рабочих мест — такие сведения могут быть необходимы для защиты прав сотрудников.

 

Как «выглядит» тайна

Учитывая, что четкого определения коммерческой тайны нет, и каждая фирма обозначает тайные сведения в зависимости от своей деятельности, могут возникнуть сомнения: как угадать, что речь идет о тайне.

Однако угадывать не придется. Коммерческая тайна, пусть и разная в каждой компании, должна иметь четкую форму.

Общие положения (например, неразглашение сведений о безопасности, партнерах, внутреннем устройстве фирмы и т.д.) обычно указываются в приложении к контракту, подписываемому каждым из сотрудников, или в отдельном договоре. С этим договором, как и с любым другим документом, сотрудник должен внимательно ознакомиться до его подписания, поскольку там указаны не только тайные сведения, но и санкции за их разглашение.

В конкретном контракте нет места размытой теории, там перечисление информации, составляющей коммерческую тайну, должно быть предельно четким. Также перечень тайных сведений может быть установлен отдельным приказом или инструкцией для сотрудников. Кроме того, степень секретности должна указываться непосредственно на документах. В определенных ситуациях может иметь место отдельный, «разовый» договор о молчании.

В любом случае, сотрудник должен быть официально осведомлен о том, что имеет дело с коммерческой тайной. Например, принимая на работу нового человека, работодатель должен (под расписку) ознакомить его с уже существующими на фирме документами, касающимися не подлежащей разглашению информации. В противном случае, без подтверждения осведомленности сотрудника, ни о каких санкциях и речи идти не может — сведения о том, что вот эти конкретные данные — коммерческая тайна не должны становиться сюрпризом.

В остальных же случаях санкции могут быть самыми разными, вплоть до увольнения.  

 

Для кого тайна — не тайна

Схема сохранения коммерческой тайны разрабатывается на уровне руководства компании, руководство берет на себя и контроль над ее выполнением.

Такая схема может включать в себя работу с коллективом, инструктаж работников, материальное поощрение за сохранение тайны, юридическую защиту сотрудников, подвергающихся давлению третьей стороны, и т.д. Отсутствие мер по созданию условий для сохранения коммерческой тайны как таковых может повлечь за собой ответственность в соответствии с законодательством.

Впрочем, при особых обстоятельствах коммерческая тайна может быть передана третьим лицам. Один из примеров — государственные органы: они могут знакомиться с тайной информацией, но только в пределах своей компетенции. После ознакомления, государственные службы не имеют права разглашать полученные сведения.

Другие организации, в том числе и средства массовой информации, не имеют никакого права на ознакомление с данными, составляющими коммерческую тайну.

С согласия руководства, тайную информацию можно не только передавать третьим лицам, но и продавать. Но при этом согласие руководства должно быть оформлено соответствующим образом, а с третьей стороной необходимо обсудить все детали дальнейшего сохранения тайны.

Любые конфликты, связанные с сохранением коммерческой тайны, могут решаться через суд. Сохранение тайной информации гарантируется государством.

В целом, информация, связанная с профессиональной деятельностью, часто оказывается закрытой для обсуждения. Со служебной тайной знакомы врачи, психологи, адвокаты и многие другие. С коммерческой тайной имеет дело подавляющее большинство компаний, прекрасно представляющих ее ценность.

Информация — тоже имущество, которое нужно сохранить. Коммерческая тайна — это один из примеров, когда молчание может стать золотом. Буквально.

 

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023