+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Офисные традиции и их формирование

"Секретарское дело" № 01/2016

••• Офисные традиции и их формирование



Марина Гладкая


Любой коллектив, в том числе и трудовой, со временем обрастает различного рода традициями. А отличительным признаком традиций является способность сохраняться на протяжении достаточно длительного времени, передаваясь от сотрудника к сотруднику.

Офисные обычаи могут быть конструктивными или деструктивными, но вне зависимости от их желательности или нежелательности они поразительно живучи.

Например, привычка с самого утра всем офисом пить кофе с различными сладостями, на первый взгляд, безобидна. По большому счету, что может быть плохого в том, чтобы выпить кофе на рабочем месте, если человек не успел позавтракать дома?

В то же время пока вы всем коллективом дружно пьете кофе, рабочие процессы офиса заблокированы: налицо потеря рабочего времени. Кроме того, регулярно употребляя сладости, уже позавтракав дома, вы рискуете прибавить пару-тройку лишних килограммов. Возможно, если бы все вокруг не пили кофе, вы бы тоже не стали этого делать.

Начало года — превосходный повод для формирования и внедрения новых, конструктивных традиций, которые не только сплотят коллектив, но и избавят его от старых нежелательных привычек.

Как же это сделать? Какого-то определенного алгоритма здесь нет. Следует придерживаться нескольких базовых принципов:

1) традиция, которую вы хотели бы создать, не должна вызывать сопротивления в коллективе. Она должна быть органична для отдельно взятой корпоративной культуры конкретного предприятия;

2) недостаточно просто выдумать традицию: ее внедрение следует поддерживать, заботиться о ней до тех пор, пока она не приживется, не станет устойчивой;

3) создаваемая традиция должна иметь своих приверженцев. Внедрение тех или иных обычаев должно производиться на благодатной почве;

4) источник создаваемой традиции должен быть авторитетен в коллективе. В идеале это неформальный лидер: к его мнению прислушиваются и его предложения будут не обделены вниманием;

5) нельзя вводить новшества силой. Распоряжение сверху лишь вызовет волну противодействия.

Вооружившись приведенными выше принципами, можно пересмотреть и разнообразить ассортимент корпоративных офисных традиций, дополнив его созидательными и полезными для коллектива элементами.

Когда вы трудоустраиваетесь в новый коллектив, волей-неволей приходится принимать уже сложившиеся в нем обычаи, позволяющие разным людям, работающим вместе, чувствовать себя командой. Например, 8 марта принято дарить женщинам цветы и организовывать застолье, а 1 апреля — обмениваться смешными безделушками, писать забавные записки или устраивать розыгрыши.

Причем даже если какая-либо офисная традиция вызывает у вас недоумение или раздражает, нельзя поднимать волну протеста: тем самым вы рискуете навсегда остаться в коллективе инородным элементом.

Лучше расширить границы традиции, которая вам не по душе: скажем, вместо банальных шуточек на 1 апреля порадуйте коллег оригинальным розыгрышем или к традиционному чаепитию вместо тортов из магазина принесите домашний пирог.

Вариантов видоизменения чуждых вам обычаев множество, надо только подойти к вопросу творчески. Пытаться же привить своим коллегам на новом рабочем месте те традиции, которые радовали вас на прежнем, по меньшей мере неразумно.

Рассмотрим классические офисные традиции. В качестве примера негативной традиции возьмем курение. Ведь компаний, где 100% персонала ведет исключительно здоровый образ жизни и не курит, пожалуй, не существует.

Итак, если вы решили ввести созидательную традицию, замещающую в офисе курение, надо подумать, что именно может выполнить функцию изживания вредоносной привычки. Например, это может быть традиция заботы о чистоте воздуха в офисе не путем установки дорогостоящих кондиционеров, а путем разведения в кабинете комнатных растений, чувствительных к запаху табачного дыма.

Что в итоге? Комнатные растения в офисе вряд ли встретят сопротивление. И правда, кому придет в голову, что между разведением зелени и борьбой с курением есть какая-либо связь. А вот гибель растений наверняка вызовет сожаление и сочувствие, ведь людям, в принципе, свойственно заботиться о природе и жалеть все живое. В результате медленно, но верно традиция озеленения офиса вытеснит традицию курения на рабочем месте.

Еще одной распространенной офисной традицией является пиршество, посвященное дню рождения. На первый взгляд, совместные посиделки за столом способны сплотить даже разрозненный коллектив. Но так ли это? В случае небольшой частной компании — вероятно. А вот если имениннику предстоит накрыть стол с разносолами и горячими блюдами для 20, 30 или даже 50 человек? Вместо того чтобы радоваться своему празднику, именинник вынужден накануне дня рождения готовить салаты, ломать голову, как все это привезти, после — мыть посуду. А в подарок получить, в лучшем случае, годами не продававшуюся в местном универмаге бронзовую лошадь (как в знаменитом кинофильме «Служебный роман») или конверт с мятой мелочью, сумма которой не покрывает и третьей части затрат на празднование. Сомнительное удовольствие…

И каждый сотрудник с ужасом ожидает собственный день рождения, чтобы «отмучиться» и забыть сию феерию как страшный сон. Но, к сожалению, ни у кого не хватает смелости сказать, что данная традиция изжила себя и никому не нужна.

Такие обычаи можно и нужно замещать. Например, заменив масштабное празднование небольшим фуршетом, который (в этом вся соль!) организуют для именинника его коллеги. Поверьте, отсутствие хлопот и конверта с мелочью будет самым лучшим подарком. А еще создать праздничное настроение можно, украсив рабочее место именинника праздничной растяжкой «С днем рождения!». Вместо подарка сделайте открытку или грамоту, воспользовавшись графическими редакторами. Еще можно сочинить небольшое четверостишие. Поверьте, самое ценное, что человек может получить в подарок — это внимание и признание заслуг. Если с поэтическими талантами в коллективе туго, достаточно будет надуть воздушные шары, поместив внутрь записки с пожеланиями от каждого сотрудника. Также можно подготовить музыкальную презентацию из фотографий именинника в кругу коллег и поместить ее на рабочий стол компьютера. Старая добрая стенгазета тоже актуальна и способна доставить удовольствие на день рождения.

Традиция накрывать стол, уходя в отпуск и возвращаясь из него, достаточно распространена на просторах бывшего СССР. Причем иногда доходит до абсурда, когда сотрудник в отпуске на неделю, но вынужден тратиться на угощение для коллег два раза. Данная традиция имеет смысл только при хороших отношениях в коллективе и в случае отпуска в каком-нибудь экзотическом месте. Тогда будет уместным привезти оттуда любое необычное угощение для сослуживцев. Если же вам предстоит отпуск на даче или ремонт в квартире, оно вам надо? Когда вы осознаете, что готовы ломать устоявшиеся традиции, начните с малого. Принесите фрукты или коробку конфет вместо бутербродов, салатов и мясной нарезки. Вполне вероятно, что кто-нибудь из коллег, вдохновившись вашим примером, поступит так же. А там и до создания новой традиции недалеко.

Какие еще офисные обычаи можно создать?

1. Можно внедрить традицию приветственного подарка каждому новому сотруднику. Во-первых, это формирует в глазах новичков положительный имидж компании. Во-вторых, вручение презента в торжественной обстановке и представление вновь прибывшего сослуживцам ускорит процесс адаптации в фирме.

Подготовку сюрприза можно возложить на того, кто был принят чуть раньше. В качестве приветственного подарка годится все что угодно: от ежедневника и хорошей ручки до кружки с логотипом фирмы и полезной книги, которая наверняка пригодится в работе.

Согласитесь, приятно, когда ваша жизнь на новом рабочем месте начинается с такого презента! А подготовка сюрприза способна принести не меньшее удовольствие.

2. Разместите в комнате переговоров компании колокольчик или гонг и оповещайте его звуком сотрудников о каком-либо важном событии: например, если заключена крупная сделка. В случае если сотрудник фирмы воспользуется данным средством оповещения без действительно веской причины, он берет на себя обязательство на следующий день организовать для всех коллег чаепитие.

Можно позвонить в колокольчик, чтобы поделиться радостью: например, планируемым или уже состоявшимся бракосочетанием, рождением ребенка.

3. В советские времена в средних школах считалось, что учеников следует периодически пересаживать с привычных мест на новые. Почему бы не взять это на вооружение? Например, раз в три месяца меняйтесь рабочими местами с коллегами. Зачем? Как минимум, отсутствие обид по поводу того, что кому-то досталось более удобное место для работы. Смена рабочего места требует генеральной уборки и избавления от залежей потерявших актуальность бумаг. А еще неизбежно налаживаются коммуникации, поскольку каждые три месяца у вас по соседству оказываются новые люди.

4. Если позволяют финансы, можно ввести оплату бассейна, тренажерного зала, занятий по рисованию, кулинарных курсов или даже уроков пения для сотрудников. Что это дает? Людям надо отвлекаться от своих рабочих обязанностей, периодически высвобождать лишнюю энергию и заряжаться позитивом. А занятия физкультурой или развитие творческих способностей всему этому способствуют.

5. Полезная традиция: работать в полной тишине. Например, по четвергам с утра и до обеда. Все срочные рабочие вопросы решаются по электронной почте, а остальные откладываются до второй половины дня.

Такая традиция помогает сосредоточиться на работе тем, кого отвлекает бесконечная болтовня коллег и звонки по телефону.

6. Накануне профессионального праздника или дня рождения компании можно провести поэтический конкурс стихотворений, посвященных фирме. Лучшие из стихотворений попадут на доску почета и будут публично озвучиваться, кроме того, автор победившего стихотворения получит премию или ценный подарок.

Подобные традиции помогают сблизить коллектив, объединяют людей единой идеей, а, следовательно, повышают эффективность работы.

7. Если наличие кухни в офисе сейчас мало кого удивляет, то до повсеместного создания мест отдыха на работе еще далеко. На самом деле многие бы не отказались от возможности отвлечься от работы на 15 минут и оказаться в комнате отдыха в полной тишине, чтобы выпить чашечку кофе за любимой книгой.

8. Помните: чем жестче условия в компании, тем больше сопротивление коллектива и меньше желание что-либо делать вообще. Создание комфортного офиса также может быть доброй офисной традицией.

Руководство не должно навязывать сослуживцам свое мнение относительно «правильного» рабочего места. Если место работы человека содержится в чистоте, никому не должно мешать наличие/отсутствие ярких календарей или комнатных растений.

9. Офисные игры — также достаточно полезное времяпровождение с точки зрения психологов. Они помогают снять накопившееся напряжение и избежать конфликта, «перезагрузить» мозг перед выполнением ответственной задачи, поднять настроение и повысить работоспособность, общий тонус сотрудников. Кроме того, игры способствуют формированию командного духа и улучшению психологического климата в коллективе. Согласитесь, как-то неудобно враждовать с коллегой, с которым только что в одной команде выиграли какое-либо состязание!

Увлеченные игрой сотрудники вряд ли будут бегать на бесконечные перекуры. А это уже существенный плюс здоровью коллектива в самом прямом смысле.

На каждый час напряженной работы должно приходиться 10–15 минут гимнастики или игры, которые помогают снять стресс и отвлечь от работы, «освежить голову». Если в работе есть место игре, шутке, радости, то сотрудники не чувствуют себя на 8–10 часов вырванными из жизни и с удовольствием посвящают время служебным обязанностям.

10. Можно устраивать по пятницам День добра: каждый сотрудник вслепую вытягивает из шляпы бумажку с фамилией своего коллеги, которому нужно на протяжении дня сделать какую-то приятную вещь.

11. Очень полезная традиция — периодически устраивать на работе День семьи, приглашая в офис мам, пап, мужей, жен, детей, сестер или братьев. Там их можно познакомить с коллегами, показать рабочее место, рассказать о работе компании и устроить для них чаепитие.

12. Совместный обед с руководством за счет фирмы как награда за безупречную работу сотрудника в течение месяца или декады. Чем не поощрение?

13. Еще один способ поощрить отличившегося сотрудника — наградить его в торжественной обстановке грамотой и подарком (исполнением его мечты). Те, кто близко общается с ним, наверняка знают, что коллега хотел бы купить, чем себя порадовать: будет ли это путевка в санаторий, набор посуды или билеты в хороший театр.

14. Можно проводить выборы трех лучших работников по итогам месяца. Их фото вывешивают на доску почета и всем троим отличившимся выдают премию.

15. Хорошая традиция — ежемесячный поход в театр. Организаторы мероприятия предлагают спектакль, все желающие записываются, а фирма покупает билеты. Помогает сплотить коллектив и расширить кругозор.

16. Если у вас есть доска информации, отличной идеей станет ежедневное вывешивание на ней какого-нибудь мудрого мотивирующего к работе высказывания. Ответственных за подбор и оформление данного высказывания сотрудников можно назначать, например, в алфавитном порядке.

17. Неплохо устроить еженедельную рассылку новостей компании, особенно если вы работаете на крупном предприятии, но не всегда удается быть в курсе всего происходящего. Рассылка также может сообщать о предстоящих днях рождения сотрудников. Для данной цели также подойдет совместное ведение странички компании в социальных сетях.

18. Подводя итоги года, можно собрать все фотографии с совместных мероприятий компании, сформировать коллаж, дополнить забавными надписями и сделать великолепный корпоративный календарь для внутреннего пользования.

19. Накануне следующего Нового года можно провести небольшую акцию по обмену подарками. Напишите имена и фамилии всех сотрудников отдела (или даже компании) на бумажках и дайте возможность каждому вытянуть чье-либо имя. В итоге коллегам предстоит приготовить подарки друг другу (в пределах совместно оговоренной суммы). Ведь даже взрослые солидные люди обожают сюрпризы.

20. Дети — цветы жизни. Устраивайте периодически мероприятия для детей сотрудников фирмы, например, походы в кукольный театр, в музей или детское кафе. Это способствует сплочению коллектива, да и детишкам на пользу.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023