+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Пишем и говорим правильно. Речевой этикет и культура общения

"Секретарское дело" № 12/2015

Пишем и говорим правильно. Речевой этикет и культура общения



Ольга Наталевич,
кандидат филологических наук, доцент кафедры белорусского и русского языков Белорусского государственного экономического университета


Представьте ситуацию: вы пришли на работу, а коллега не поздоровался при встрече. Как правило, подобное поведение оборачивается обидой, а то и ссорой или же конфликтом. Мы можем констатировать, что нарушены правила этикета, общепринятая система правил учтивости. Этикет является составной частью внешней культуры общества, своеобразным ритуалом, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.

По своему происхождению слово etiguette (этикет) французское. Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (сравним со словом «этикетка»), а затем так стали называть придворный церемониал.

Понимание этикета не ограничивается лишь описанием установившихся в обществе правил, регулирующих наше поведение в соответствии с социальными требованиями. Важную роль играет и наша речь. Под речевым этикетом понимается порядок речевого поведения, установленный в данном обществе. Это система устойчивых формул общения, используемых для установления контакта собеседников, поддержания общения соответственно их социальным ролям в официальной и неофициальной обстановке.

Речевой этикет в общении людей выполняет ряд важных функций.

1. Способствует установлению контакта между собеседниками. Благодаря речевому этикету у нас появляется возможность привлечь внимание партнера, побудить его к вступлению в контакт, а также познакомиться с кем-либо.

2. Позволяет поддерживать контакт между людьми. При помощи средств речевого этикета собеседники, не углубляясь в тему разговора, могут провести за беседой определенное время, необходимое для того, чтобы поддержать отношения, составить впечатления друг о друге. Поддержание контакта — необходимая часть человеческого общения в современном обществе, и именно речевой этикет делает его возможным.

3. Демонстрирует вежливое, уважительное отношение к собеседнику. Значительная часть средств речевого этикета обслуживает именно эту функцию, которая реализуется в следующих формах: обращение, извинение, благодарность, выражение сочувствия, просьбы, приветствия и др. Демонстрация позитивного отношения к собеседнику – универсальная черта речевого этикета. Соблюдение норм и правил речевого этикета делает поведение людей в процессе общения предсказуемым, понятным для окружающих.

4. Помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.). Например, дома в неформальной обстановке супруга может сказать супругу: «Миш, а Миш, дай-ка мне этот журнал». На работе же более уместным будет обращение на «вы» и по имени-отчеству: «Михаил Викторович, дайте, пожалуйста, журнал» Этикет регулирует выбор наиболее подходящего средства общения. Подобные ситуации типичны, поскольку они повторяются практически ежедневно. Мы знакомимся с людьми, стараемся привлечь их внимание, здороваемся, прощаемся, извиняемся, благодарим, поздравляем, обращаемся с просьбой и т.д. И всякий раз употребляем уже готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании устойчивые выражения, определенные формулы общения. Здороваясь, мы говорим: «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер», «Привет», «Здорoво», «Приветствую вас». Прощаясь, говорим: «До свидания», «Всего доброго», «Всего хорошего», «До завтра», «Пока», «Позвольте откланяться» и т.д. Выбор конкретной формы зависит от того, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, а также от социального статуса, возраста собеседников и т.п.

5. Формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя. В процессе общения следует направить все внимание на партнера по речевому контакту, продемонстрировать заинтересованность его личностью, мнением, учитывать его интерес к той или иной теме. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения.

6. Способствует профилактике конфликтов. Соблюдение правил речевого этикета (демонстрация уважительного отношения к собеседнику, своевременное извинение за какой-либо проступок, соблюдение правил вежливости и др.) предотвращает возможные конфликты в самом их зародыше. Сохранение этикетного уровня общения со всеми способствует профилактике конфликтов.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023