+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Кругосветное путешествие по деловому миру

"Секретарское дело" № 08/2015

Кругосветное путешествие по деловому миру



Влада Соболева


Когда-то давно, когда Новый свет только начал приманивать добровольных эмигрантов, на одном перегруженном судне могли соседствовать чопорный и уже не слишком богатый британец, француз, который этому британцу заранее не верит, и осторожный китаец. До того, как встретиться, они общались в иных кругах. Но времена изменились, социальные круги «обнулились», и стало очень важно строить новое общение.

Однако от традиций ведь все равно не уйти. Капитализм просто обтачивал их, заставляя представителей разных народов перестать, наконец, поджимать губы при встрече и научиться понимать друг друга. Благодаря этому рождались отдельные деловые направления, самые ловкие предприниматели удачно использовали разницу культур и диктовали условия. Так что сегодняшний бизнес-этикет — это смесь старых традиций, делового опыта и психологической гибкости. Основываясь на этом, можно определить, как лучше вести переговоры (да и просто общаться) с партнерами из других стран.

Восточный экспресс

Путь на Восток интересует даже те страны, которые гордо именуют себя развитыми. Это раньше Китай был, скорее, производственной площадкой, чем рынком сбыта. Сегодня одна из наиболее динамично развивающихся экономик мира многим даст фору. Как следствие, китайскими партнерами обзаводится все больше компаний и в Беларуси.

На первый взгляд, более вежливых людей и не сыскать. И более улыбчивых. Китайский бизнесмен, который открыто выражает агрессию, — «зверь» редкий и почти мифический. Но это не значит, что гости из Поднебесной только и делают, что жертвуют своими интересами. Напротив, своего они не упустят никогда. Поэтому нужно помнить, что китайская улыбка — это в большинстве случаев не улыбка. Это просто элемент общения. Не нужно пытаться получить от китайской делегации простой и однозначный ответ, особенно если это может быть отказ. Китайцы напрямую не отказывают вообще, по крайней мере, не лично. Поэтому и с ними нужно общаться в том же ключе: очень вежливо, улыбчиво, но без прямолинейности и излишней фамильярности. В деловых переговорах следует излагать свою позицию и пытаться узнать максимум о том, какие условия интересуют иностранных гостей. Все. Решение все равно будет приниматься позже. Если же встреча подразумевает некую культурную программу, то тут лучше расстараться. Китайцы склонны проецировать желание развлечь на уровень уважения. То есть если оставить их в покое слишком рано вместо того, чтобы поводить по музеям, они, скорее всего, не поймут.

Существует определенный свод правил относительно того, как учитывать особенности китайской культуры. Например, брать визитку и подарки следует только двумя руками. А вот кланяться никому не надо, равно как пускаться в прочую экзотику. Восточные компании, которые ведут бизнес на международном уровне, придерживаются западной модели поведения (или, по крайней мере, западных тенденций). Так что они не будут шарахаться от протянутой им руки или требовать палочки в ресторане вместо ложки и вилки. Национальный колорит они проявляют преимущественно на переговорах, и вот об этом нужно помнить.

В плане подарков удобно дарить национальные сувениры со смыслом, указывающим на успех и деньги; будут кстати презенты красного и золотого цветов.

Арабская ночь

Если Китай — это Восток сдержанный и, несмотря на вечную улыбку, непонятный, то южные регионы Азии — это, скорее, взрыв эмоций и наследники купцов-кочевников. Представители этих стран очень артистичны и в деловом, и в бытовом общении. Солидную молчаливость они приобретают лишь с возрастом, и тогда уже больше внимания уделяют традициям. А до этого они весьма пластичны в мышлении, хотя подводных камней в общении с ними, конечно, хватает.

Обсуждение деловых вопросов может проходить очень бурно. Иногда даже возникает ощущение, что собеседник вдруг вклинивает в диалог личную неприязнь. Но, как правило, это всего лишь психологический ход. Как только договор будет заключен, все обиды забудутся сами собой.

Кстати о договоре. Любые договоренности лучше зафиксировать письменно в присутствии обеих сторон. Сразу. До банкета. Потому что если этого не было сделано, ситуация рискует пойти по кругу.

В общении, которое следует за переговорами, восточные делегации ждут того же гостеприимства, которое оказывают сами. Требовать они вряд ли что-то будут, но если не получат, могут и оскорбиться. Нужно помнить, что для них это не пункт «для галочки», они к таким моментам подходят со всей душой.

Большое внимание стоит уделить угощению гостей и времени, проведенному с ними за трапезой. Культурная программа в этом сравнении уходит на второй план. Вручая подарки, удобно делать ставку на символизм силы и уважения.

Говоря о представителях азиатского региона, нельзя не вспомнить о религии. Мусульманство порой тесно переплетается с повседневной жизнью, а значит, и с бизнесом. Но тут важно помнить о том, из какой именно страны приехали гости. Например, Турция — современное, достаточно светское государство, а в Иране порядки куда более строгие. Это не значит, что на время визита жизнь принимающей стороны должна переключиться на чужие законы. Но просто на всякий случай лучше соблюсти пару условностей. Например, дамам одеться поскромнее — без декольте и открытых коленей. А вот покрывать голову не обязательно — вы ведь в светском государстве!


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023