"Юридический мир" № 09/2010 |
Евгения Дерябина
Каждый потребитель независимо от его правового статуса, приобретая ту или иную вещь, рассчитывает на ее соответствие определенным характеристикам, основной из которых является качество приобретаемого товара. Согласно ч. 2 ст. 440 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) в случае, когда законодательством или договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 439 ГК, в течение календарного срока, установленного в днях, месяцах, годах, либо наработки, установленной в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях (гарантийного срока). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Все на первый взгляд представляется предельно ясным: есть товар и есть гарантийный срок, который к тому же в большинстве случаев прописан в договоре. Покупатель также имеет право предъявить предусмотренные ст. 445 ГК требования, связанные с недостатками товара. Кроме того, дополнительное развитие регулирование данных отношений получило в Законе Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 08.07.2008 № 366-З, а также иных специальных нормативных правовых актах. Фабула дела Сторона — собственник автомобиля обратилась на СТО, являющееся официальным представителем одной известной автомобильной марки, с просьбой провести техническое обслуживание автомобиля и замену некоторых деталей, в том числе ремня зубчатого. Прием заявки заказчика к исполнению был оформлен заказом-нарядом. В названном документе в разделе «Гарантийные обязательства» было указано следующее:
Работы были выполнены. Автомобиль благополучно эксплуатировался в течение 1,5 лет без каких-либо нареканий со стороны заказчика до момента обрыва ремня привода ГРМ, что, по мнению собственника транспортного средства, дополнительно повлекло за собой поломку двигателя. Обращение на СТО с требованием выполнить свои гарантийные обязательства (напомним, срок гарантии — 2 года) по замене ремня привода ГРМ, вышедшего из строя, а также устранить поломку двигателя результатов не принесло. Заявленная претензия была оставлена без удовлетворения со ссылкой на то, что установленные запасные части не являются оригинальными и на них не распространяются гарантийные обязательства сроком 2 года. Истец обратился в хозяйственный суд. В обоснование своих требований он ссылался на п. 1 Гарантийных обязательств заказа-наряда и неистечение гарантийного срока на момент поломки. Ответчик требования не признавал. По делу была открыта процедура посредничества. Камнем преткновения в споре стало определение понятия «оригинальная запасная часть», от которого напрямую зависело, кто прав в вопросе исчисления гарантийного срока. Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023