+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

О практике взыскания задолженности перед бюджетом в приказном производстве

"Юридический мир" № 09/2010

О практике взыскания задолженности перед бюджетом в приказном производстве

Татьяна Батракова


В современных условиях хозяйствования институт взыскания задолженности перед бюджетом остается незаменимым инструментом регулирования налоговых правоотношений, основывающихся на отношениях власти и подчинения. Наличие данного инструмента является необходимой мерой обеспечения и гарантией выполнения налогоплательщиками своей конституционной обязанности платить налоги.

Основы правового регулирования

Одним из популярных оснований возбуждения хозяйственными судами приказного производства и вынесения определения о судебном приказе по заявлениям о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на имущество должника, установленных ст. 220 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК), является требование о взыскании с должника задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в республиканский и (или) местный бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пени, предусмотренной законодательством.

Взыскателями по данным требованиям могут выступать государственные и иные органы, которым законодательством предоставлено право бесспорного взыскания денежных средств и (или) наложения ареста на имущество.

Например, в соответствии с п. 1.4.3 ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления) о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица).

Однако обязательным условием для реализации предоставленного права является соблюдение компетентными органами досудебного бесспорного порядка взыскания задолженности перед бюджетом за счет денежных средств плательщиков.

Согласно ст. 59 НК налоговый или таможенный орган вправе обратиться в общий или хозяйственный суд с иском о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика, за исключением имущества плательщика — организации, порядок обращения взыскания на которое определен ст. 56–58 НК.

В соответствии с п. 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.05.2005 № 21 «О некоторых вопросах, связанных с применением Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее — постановление № 21) предусмотренное ст. 56–58 НК принудительное взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах плательщика-организации; за счет наличных денежных средств плательщика-организации; за счет дебиторов плательщика-организации осуществляется во внесудебном порядке.

Из содержания названных норм усматривается, что лишь при отсутствии денежных средств на расчетном счете или наличных денежных средств у плательщика-организации либо у дебиторов плательщика-организации налоговые и таможенные органы вправе обратиться в хозяйственный суд с исковым требованием (заявлением) о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица). При этом каждое из данных обстоятельств должно быть подтверждено приложенными к заявлению доказательствами.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023