+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Требуется работник. Пол, возраст и место жительства значения не имеют…

"Юридический мир" № 02/2010

Требуется работник. Пол, возраст и место жительства значения не имеют…

Соловьев Л.



Именно такими объявлениями вскоре будут заполнены разделы средств массовой информации, в которых наниматели информируют об имеющихся у них вакансиях. А указание каких-либо требований, касающихся пола, возраста, места жительства или иных обстоятельств, исключающих для отдельных лиц возможность заключения трудового договора, превратится в серьезное нарушение законодательства о занятости населения. Что же произошло? В Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 № 94-З внесены существенные изменения и дополнения.

Еще летом Конституционный Суд Республики Беларусь рассмотрел вопрос, затрагивающий интересы буквально всех граждан нашей страны, работающих по найму. КС провел анализ соответствующих положений Конституции Республики Беларусь, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, ТК, Закона о занятости, других нормативных правовых актов. В своем Решении от 17.07.2009 № Р-360/2009 «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда» КС установил наличие в белорусском законодательстве возможности введения нанимателями дискриминационных условий в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях), которой они, нимало не смущаясь, пользуются.

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 14 ТК дискриминация в сфере трудовых отношений запрещается. В то же время в данной статье под дискриминацией понимается только ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей. Другими словами, перечень дискриминационных условий, установленных ч. 1 ст. 14 ТК, является закрытым.

Тем не менее согласно ч. 3 ст. 14 ТК не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения:

- основанные на свойственных данной работе требованиях;

- а также обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).

Аналогичные требования относительно дискриминационных условий предусмотрены и в ст. 10 Закона о занятости, которая определяет государственную политику и гарантии государства в области содействия занятости населения.

Далее КС делает вывод о том, что все иные обстоятельства, приводящие к различиям, исключениям, предпочтениям и ограничениям, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой трудовой функции либо статусом работника, могут рассматриваться как дискриминационные. В первую очередь к таким обстоятельствам высшим судебным органом отнесены требования, касающиеся пола, возраста и места жительства. Вместе с тем вышеуказанные положения ТК и Закона о занятости содержали исчерпывающий перечень обстоятельств, которые отнесены к дискриминационным в сфере труда, в который эти требования не входят.  

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023