+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств

"Юридический мир" № 01/2016

Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств



Кунцевич В.


Статьей 164 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК) определено, что в силу банковской гарантии банк или небанковская кредитно-финансовая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала или иной инструктирующей стороны) от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж).

Там же указано, что под инструктирующей стороной понимаются принципал, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, а также банк или иное лицо, отличные от гаранта (контргаранта), которые дают инструкции банку или небанковской кредитно-финансовой организации на выдачу гарантии (контргарантии) и являются ответственными за возмещение выплаченных сумм по гарантии (контргарантии) гаранту (контргаранту).

В соответствии с п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе банковской гарантией. Таким образом, банковская гарантия является одним из способов обеспечения исполнения обязательств.

Банковской гарантии присущи некоторые особенности.

Так, если такие способы обеспечения исполнения обязательств, как неустойка, поручительство, залог, возникают из договоров, то есть двусторонних соглашений, то исходя из дефиниции банковской гарантии, изложенной в ч. 1 ст. 164 БК и п. 2 Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 67 (в ред. постановления от 28.11.2006 № 194) (далее — Инструкция), банковская гарантия является односторонней сделкой, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли (действия) одной стороны (п. 2 ст. 155 ГК). Таким образом, первой особенностью банковской гарантии является то, что обязательства банка-гаранта из банковской гарантии возникают из односторонней сделки самого банка-гаранта (банковской гарантии).

Другой особенностью банковской гарантии является то, что она призвана обеспечивать только денежные обязательства между принципалом (должником) и бенефициаром (кредитором). Так, например, само по себе обязательство по передаче товара, предусмотренное заключенным между принципалом и бенефициаром договором мены, не может обеспечиваться банковской гарантией. Вместе с тем в случае, когда обмениваемые товары признаются неравноценными (п. 2 ст. 539 ГК), у сторон по договору мены возникают денежные обязательства, связанные с оплатой разницы в ценах обмениваемых товаров. Указанное денежное обязательство может обеспечиваться банковской гарантией.

Банковская гарантия также может обеспечивать выплату одной из сторон неустойки и убытков в денежной форме в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора (любого основного обязательства).

Зависимость ряда способов обеспечения исполнения обязательств отражена в п. 3 ст. 310 ГК, согласно которому недействительность основного обязательства влечет недействительность обеспечивающего его обязательства, если иное не установлено законодательством. Иное установлено законодательством в отношении банковской гарантии. В частности, независимость обязательства гаранта по банковской гарантии и основного обязательства установлена нормой ст. 167 БК, согласно которой предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в тексте гарантии содержится ссылка на это обязательство. Изменение основного обязательства после выдачи гарантии не создает для гаранта правовых последствий, если иное не оговорено в тексте гарантии. После выдачи банковской гарантии никакие дополнительные соглашения между гарантом и принципалом или другой инструктирующей стороной не создают для бенефициара правовых последствий.

Это означает, что обязательства банка-гаранта по осуществлению платежа по банковской гарантии бенефициару нельзя поставить в зависимость от действительности обеспечиваемого ею обязательства. Данный вывод подтверждается также тем, что нормами ст. 174 и ст. 176 БК установлены специальные основания для признания правомерным отказа гаранта удовлетворить требование бенефициара и в случае, когда обязательства гаранта по банковской гарантии считаются прекращенными (недействительность основного обязательства не входит в данный перечень).

Таким образом, важнейшей особенностью банковской гарантии является ее независимость от основного обязательства. Норма п. 3 ст. 310 ГК к банковским гарантиям не применяется.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.


info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023