+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Нецензурная брань наказуема. Когда крепкое словцо посчитают мелким хулиганством, пояснили в Верховном Суде

Новости для секретаря

Нецензурная брань наказуема. Когда крепкое словцо посчитают мелким хулиганством, пояснили в Верховном Суде

21.11.2025 14:07:19

Любые умышленные действия, нарушающие общественный порядок и выражающиеся в явном неуважении к обществу, в том числе нецензурная брань в общественном месте, квалифицируются как мелкое хулиганство, сообщил БЕЛТА судья Верховного Суда Дмитрий Улога.

Для правоприменителей очевидно, что грубая нецензурная брань в общественном месте, которую слышат иные граждане, должна быть квалифицирована как мелкое хулиганство.

За первое полугодие 2025 года к административной ответственности за мелкое хулиганство было привлечено более 4 тыс. человек. При этом более половины случаев связаны именно с использованием нецензурной брани. Таким образом, по словам судьи, статистика опровергает утверждение о том, что за нецензурную брань перестали привлекать к административной ответственности.

Вместе с тем, не всегда нецензурная брань является мелким хулиганством. Для квалификации ее таковой необходимо наличие ряда критериев: действие преднамеренное, то есть человек осознает, что его поведение нарушает общественный порядок, оно происходит в общественном месте и сопряжено с явным неуважением к окружающим.

Как пояснил Дмитрий Улога, нецензурное слово, которое вырвалось у человека, когда тот, идя в темном переулке, в безлюдном месте, споткнулся о бордюр, вряд ли можно квалифицировать как мелкое хулиганство.

В каждом конкретном случае судом анализируется целый ряд условий, в том числе, каким образом это произошло, как это было воспринято окружающими, при каких обстоятельствах совершено и т.д. Действующий закон позволяет привлекать к ответственности за мелкое хулиганство в тех случаях, когда оно носит демонстративный характер и нарушает спокойствие граждан.

В том случае, когда судья сочтет правонарушение незначительным, придет к убеждению, что нецензурная брань не нанесла существенного вреда окружающим, не вызвала серьезной негативной реакции, ее последствия оказались минимальными, он вправе освободить нарушителя от административной ответственности с вынесением предупреждения.

Дмитрий Улога подчеркнул, что нецензурная брань сама по себе остается неприемлемой. Необходимо формировать в обществе нетерпимое отношение к подобному поведению.


БЕЛТА

Возврат к списку