+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

В Беларуси приняты новые механизмы госзакупок

Новости для секретаря

В Беларуси приняты новые механизмы госзакупок

22.02.2024 15:59:00

Закон от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) усовершенствовал систему госзакупок.

Изменились основания и порядок проведения процедуры закупки из одного источника; требования к участникам; правила формирования, размещения и изменения годового плана государственных закупок; правила описания предмета государственной закупки; сроки проведения процедур и заключение договора; требования к содержанию предложений участников.

Об основных изменения и новых механизмах работы рассказал консультант отдела регулирования закупок управления государственных закупок МАРТ Сергей Новиков, сообщает БЕЛТА.

1. Действие Закона не распространяется на государственные закупки, а также заключенные договоры, которые были начаты до его вступления в силу.

Процедура госзакупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении (утверждения или размещения заказчиком на электронно-торговой площадке конкурсных документов, аукционных документов, документов, представляемых юридическому или физическому лицу, в том числе ИП, для подготовки предложения для участия в процедуре запроса ценовых предложений). Также процедура осуществляется при утверждении или направлении заказчиком документов, когда проводится закрытая процедура. Решение о проведении процедуры закупки из одного источника принимается путем издания приказа, распоряжения либо учинения надписи на докладной записке.

2. Законодательство о госзакупках теперь распространяется на заключение договоров аренды, в том числе лизинга. «Законом уточнено определение товара, по которому теперь принимаются вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество, в том числе имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому законодательство о госзакупках после вступления Закона в силу распространяется на отношения по аренде и до заключения договора аренды», — пояснил Сергей Новиков.

Внимание! Действие Закона не распространяется на заключение договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений) изолированных помещений, машино-мест и их частей, относящихся к основным средствам машин, оборудования, транспортных средств, иного движимого имущества, находящегося в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, более 50 % акций которых принадлежит государству. Кроме того, под Закон не подпадает заключение договоров аренды капитального строения (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей для осуществления оперативно-розыскной деятельности, обеспечения национальной безопасности, заключение договоров аренды земельных участков, имущества, находящегося за рубежом. Заключение таких договоров осуществляется согласно иным нормативным правовым актам.

3. С 4 февраля т.г. законодательство о госзакупках не распространяется на осуществление административных процедур. «Однако если для того, чтобы подать заявление, необходимо что-то купить, то для этого потребуется проведение госзакупки. При этом перечень административных процедур изложен в различных нормативных правовых актах. Нужно тщательно проработать этот вопрос, чтобы знать, что относится к административной процедуре, а что — нет», — обратил внимание Сергей Новиков.

4. В  Законе от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) закреплено положение о неразмещении служебной информации ограниченного распространения в государственной информационной аналитической системе управления госзакупками и на электронных торговых площадках. Соответственно неразмещение сведений о государственных закупках и сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, осуществляется с учетом положений Закона.

5. С 4 февраля т.г. вопросы формирования и утверждения годового плана государственных закупок определяются заказчиком в локальном правовом акте. Это могут быть приказ, распоряжение, иной организационно-распорядительный документ, при этом с учетом требований Закона № 419-З. «Таким образом, именно в этом локальном акте заказчика необходимо определить порядок формирования утверждения и ведения годового плана, внесение в него изменений и дополнений, определив ответственное лицо и размещая годовой план на электронной торговой площадке», — отметил консультант.

«В годовой план госзакупок могут не включаться определенные документом товары, работы, услуги. В таком случае заказчик или организатор вправе не составлять и не размещать на ЭТП справку о проведении процедур закупки из одного источника при приобретении данных товаров по обозначенным основаниям», — констатировал Сергей Новиков.

При этом, как и ранее, сформированный годовой план государственных закупок, а также его изменения и дополнения подлежат размещению на ЭТП, кроме сведений, составляющих госсекреты или относящихся к служебной информации ограниченного распространения. Сроки размещения годового плана на ЭТП, в том числе случаи его изменения, определяются заказчиком.

6. Упрощен порядок проведения процедуры закупки из одного источника за счет исключения обязанностей изучения конъюнктуры рынка по большинству оснований, которые указаны в приложении к Закону. «Одновременно увеличен порог для применения процедуры закупки из одного источника с 300 до 500 базовых величин, ориентировочная стоимость годовой потребности товаров (работ, услуг)», — добавил эксперт.

Сергей Новиков акцентировал внимание на том, что изучение конъюнктуры рынка обязательно только в случае приобретения товаров согласно определенным пунктам Закона. В иных случаях, в том числе при закупке товаров (работ, услуг) с ориентировочной стоимостью годовой потребности в однородных товарах до 50 базовых величин, обязанности изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника отсутствуют. Соответственно заказчик самостоятельно решает, каким образом определить лицо, которому будет направлено предложение о заключении договора по приобретению процедуры закупки из одного источника.

7. Посредством процедуры закупки из одного источника допускается приобретение товаров собственного производства у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, лечебно-производственных (трудовых) мастерских, а также у организаций, созданных общественными объединениями инвалидов, в случае непривлечения соисполнителей.

«Кроме того, допускается приобретение печатных и электронных изданий определенных авторов, услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных учреждений образования, государственных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий. В случае если этим издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий, а также осуществление подписки на определенные периодические печатные и электронные издания», — отметил консультант.

8. Процедура закупки из одного источника может быть проведена для приобретения товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет не более 500 базовых величин. В то же время процедура запроса ценовых предложений применяется в случае государственной закупки товаров, пороговое значение которых определено постановлением Совета Министров от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки; товаров — более 300, но не более 2 тыс. базовых величин; работ (услуг) — более 300, но не более 5 тыс. базовых величин, напомнил Сергей Новиков.

Таким образом, по словам специалиста, при ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности от 300 до 500 базовых величин заказчик решает самостоятельно — провести процедуру закупки из одного источника или процедуру запроса ценовых предложений.




Возврат к списку