+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Комментарий МАиС к Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 4)

Новости для секретаря

Комментарий МАиС к Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 4)

16.08.2023 15:45:00

22 июля 2023 г. опубликован Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г. № 289-З (далее — Кодекс), основные положения которого вступят в силу 23 июля 2024 г. Подробнее о вопросах информационного, финансового обеспечения архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, научно-технической деятельности, нюансах градостроительного (территориального) планирования территорий и населенных пунктов читайте в четвертой части комментария Министерства архитектуры и строительства.

Раздел V «Информационное, финансовое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Архитектурная деятельность. Научно-техническая деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» состоит из трех глав, в которых устанавливаются требования по научному, информационному, финансовому обеспечению архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. 

В статье 45 определены сведения, которые используются для разработки градостроительных проектов.

Также определяются сведения, которые используются для разработки проектной документации (статья 47). К таким сведениям относится информация, содержащаяся в предпроектной (предынвестиционной) документации (при ее наличии), данные градостроительного кадастра, республиканского фонда проектной документации, республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов, фондов материалов изыскательских работ в соответствии с разрешительной документацией на строительство. При этом, устанавливается, что перечень данных градостроительного кадастра, необходимых для разработки проектной документации, и порядок их предоставления определяются Министерством архитектуры и строительства.

Статьей 46 установлен порядок создания и ведения градостроительного кадастра на территории Республики Беларусь, столицы Республики Беларусь, областей, городов областного и районного подчинения, других административно-территориальных и территориальных единиц и его регистрационная функция.

Определены основные принципы ведения градостроительного кадастра, а именно:

  • территориальная целостность Республики Беларусь;
  • достоверность, объективность, полнота и актуальность сведений;
  • согласованность с иными государственными кадастрами, регистрами, реестрами и информационными системами;
  • применение единой системы классификации и кодирования информации;
  • конфиденциальность информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательством.

Установлено, что в градостроительном кадастре подлежат регистрации:

  • утвержденные градостроительные проекты общего, детального и специального планирования, градостроительные регламенты;
  • объекты строительства.

Также Кодексом предусмотрено, что состав сведений градостроительного кадастра, порядок их предоставления единому оператору по ведению государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь для включения в градостроительный кадастр определяются Министерством архитектуры и строительства.

Немаловажной новацией, которая предусмотрена Кодексом, является и новация в части цифровизации процессов: предлагается создать государственную информационную систему «Госстройпортал» (далее — ГИС «Госстройпортал») (статья 49). Эта норма новая по сравнению с действующим законодательством. Ранее такие вопросы законодательством не регулировались.

Уникальным является то, что Кодекс закрепляет нормы, базово регулирующие взаимодействие участников строительства в информационном пространстве, которое создано и совершенствуется благодаря ГИС «Госстройпортал».

Ни в одной отрасли не существует подобной всеобъемлющей информационной системы, поэтому только в строительной отрасли возможно закрепить правовое регулирование отношений по формированию и совершенствованию единой информационной среды для упрощения взаимодействия ее субъектов.

С помощью ГИС «Госстройпортал» должно обеспечиваться:

  • формирование единой информационной среды в строительной отрасли для упрощения взаимодействия участников архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, деятельности в области промышленности строительных материалов, изделий и конструкций на всех этапах жизненного цикла объекта;
  • автоматизация последовательности действий при осуществлении инвестиционных проектов в строительстве, раскрывающих основные стадии этого процесса (от инвестиционного замысла до введения в эксплуатацию построенного объекта) и установленные законодательством требования (условия, административные процедуры), соблюдение которых обязательно при прохождении этих стадий;
  • информационное взаимодействие с государственными информационными ресурсами (системами) посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы;
  • осуществление административных процедур в электронной форме, а также оказание электронных услуг посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы;
  • сбор информации о текущем и перспективном состоянии объекта на любом этапе его жизненного цикла, хранение указанной информации, обусловленное технологией функционирования ГИС «Госстройпортал», оказание информационных услуг на основе этой информации;
  • сбор и хранение информации, необходимой для формирования единой информационной среды в строительном комплексе, включая каталогизацию и формирование банка данных по текущим (отпускным) ценам на продукцию, используемую в строительстве, оказание информационных услуг на основе этой информации;
  • размещение необходимых информационных ресурсов и электронных сервисов (ссылок на них) для предоставления информационных услуг;
  • содействие разработке, внедрению и развитию технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта.

Предусмотрено, что пользователями ГИС «Госстройпортал» будут являться юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками жизненного цикла капитальных строений (зданий, сооружений) и другие субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Кодексом предусмотрено, что ГИС «Госстройпортал» размещается на базе республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений с учетом требований по защите информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования неправомерного доступа к ней, а также от иных неправомерных действий с момента ее поступления в ГИС «Госстройпортал» и до момента ее передачи в соответствующую информационную систему или информационный ресурс.

Создание ГИС «Госстройпортал» сегодня очень значимо, поскольку цифровизация — это один из основных трендов на сегодняшний день. Сформированный банк данных в области архитектурной и строительной деятельности позволит оптимизировать и упростить процедуры, а также даст возможность специалистам использовать его в своей работе.

В главе 11 «Финансовое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» определяется порядок финансирования обеспечения архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в частности, что финансирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, предусмотренных для обеспечения разработки градостроительных прогнозов, программ и технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, разработки и госстройэкспертизы градостроительных проектов, создания и ведения градостроительного кадастра, выполнения научно-исследовательских и иных работ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Также в статье 50 определяется, что финансирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности может осуществляться за счет средств юридических и физических лиц, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Поскольку необходима консолидация в одной главе всех нормативных предписаний, определяющих источники финансирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в этой главе (статья 51) также устанавливается порядок включения затрат на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации при планировании осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, модернизацию, техническую модернизацию, снос объекта. Эти затраты включаются в сводный сметный расчет стоимости объекта как затраты, связанные с получением исходных данных; а в случае принятия заказчиком, застройщиком по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации решения о нецелесообразности и (или) необоснованности осуществления инвестиций в вышеназванные работы указанные затраты подлежат списанию за счет основного источника, предусмотренного на выполнение проектных и изыскательских работ.

Определяются источники финансирования разработки указанной документации. Предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается за счет:

  • средств республиканского бюджета, предусмотренных на проектные и изыскательские работы, средств местных бюджетов, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, — при планировании осуществления инвестиций в возведение объекта, реконструкцию объекта, реставрацию объекта, капитальный ремонт объекта, модернизацию, техническую модернизацию объекта, снос объектов, полностью финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также в возведение объектов и реконструкцию жилых домов в соответствии с программами государственного заказа на строительство (возведение, реконструкцию) квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов для граждан, имеющих право на получение льготных кредитов на строительство (возведение, реконструкцию) или приобретение жилых помещений;
  • собственных средств заказчика, застройщика — при планировании осуществления инвестиций в возведение объекта, реконструкцию объекта, реставрацию объекта, капитальный ремонт объекта, модернизацию, техническую модернизацию объекта, снос объектов, не указанных выше.

Также в этой главе регулируются вопросы финансирования работ, связанных с устранением последствий строительной аварии (статья 52) и вопросы финансирования строительства объектов магистральной инженерной инфраструктуры, распределительной инженерной инфраструктуры, распределительной транспортной инфраструктуры и вопросы возмещения затрат по их финансированию (статья 53).

В статье 56 «Обеспечение научно-технической деятельности в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» устанавливается, что научно-техническая деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности обеспечивается реализацией приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности, разработкой и реализацией документов государственного прогнозирования и государственного планирования в этой области.

Также в статье 57 определяется порядок создания и деятельности архитектурно-градостроительных советов Министерством архитектуры и строительства и территориальными подразделениями по архитектуре и градостроительству, которые выполняют функции совещательного и консультативного органа по вопросам архитектуры, градостроительства и территориального развития и обеспечивают профессиональную обоснованность и гласность процедуры принятия решений в области архитектурной и градостроительной деятельности.

Также определяется, кто включается в состав архитектурно-градостроительных советов (представители Министерства архитектуры и строительства, территориальных подразделений по архитектуре и градостроительству, главные архитекторы проектов и научные сотрудники научно-исследовательских, проектных, общественных и иных организаций).

В Кодексе имеется Особенная часть. Раздел VI «Градостроительная деятельность» состоит из двух глав и содержит нормы, определяющие требования к градостроительной деятельности. Следует отметить, что в основном в этот раздел включены нормы действующего Закона № 300-З.

В главе 13 «Градостроительное (территориальное) планирование территорий и населенных пунктов» определены три уровня градостроительного планирования — республиканский, региональный и местный, а также определены виды градостроительного планирования — общее планирование, специальное планирование и детальное планирование.

Также определяется порядок разработки градостроительных проектов общего планирования (статья 59), к которым относятся:

  • государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь;
  • схемы комплексной территориальной организации областей и иных административно-территориальных и территориальных единиц;
  • генеральные планы городов и иных населенных пунктов.

Также устанавливаются основания для разработки или внесения изменений в градостроительные проекты общего планирования.

Предусмотрено, что в период разработки градостроительного проекта общего планирования решения о размещении объектов строительства на территории объекта проектирования должны согласовываться с разработчиком градостроительного проекта общего планирования. В данном случае под «территорией объекта проектирования» понимается проектируемая территория, то есть территория, для которой разрабатывается градостроительный проект. Аналогичные нормы заложены также в статьях, регулирующих вопросы разработки градостроительных проектов специального планирования (статья 60) и градостроительных проектов детального планирования (статья 61).

Устанавливается, что каждые пять лет проект корректируется либо разрабатывается новый проект.

Определяется, какие проекты относятся к градостроительным проектам специального планирования.

На республиканском уровне градостроительными проектами специального планирования являются схемы и проекты:

  • территориального развития приграничных регионов;
  • размещения и (или) развития систем туристско-рекреационных территорий;
  • курортных зон, курортов и зон отдыха республиканского значения специальных туристско-рекреационных парков;
  • развития иных территорий, предусмотренных законодательством.

На местном уровне градостроительными проектами специального планирования являются:

  • схемы размещения и (или) развития туристско-рекреационных территорий местного значения;
  • проекты планировки пригородных зон;
  • схемы озелененных территорий общего пользования города Минска, городов областного и районного подчинения и районов в них (при делении городов на районы);
  • проекты планировки и (или) развития иных территорий, предусмотренных законодательством.

Определено, что заказчиком по проектам специального планирования республиканского уровня выступает Минстройархитектуры (подпункт 1.4 пункта 1 статьи 22), а финансирование их разработки осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Следует также отметить, что финансирование разработки градостроительных проектов детального планирования для территорий свободных экономических зон (далее — СЭЗ) осуществляется за счет средств республиканского бюджета, но при этом заказчиками этих проектов выступают сами администрации СЭЗ, что исключает необходимость при формировании перечня градостроительных проектов, заказ на разработку которых подлежит размещению в очередном финансовом году, необходимости включения данных проектов в указанный перечень.

Заказчиками по разработке градостроительных проектов специального планирования местного уровня выступают местные исполнительные и распорядительные органы (подпункт 4.2 пункта 4 статьи 24), и финансирование их разработки осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Градостроительные проекты специального планирования могут являться составной частью градостроительных проектов общего и детального планирования. При этом устанавливается, что утвержденные градостроительные проекты специального планирования, а также все вносимые в них изменения и (или) дополнения подлежат регистрации в градостроительном кадастре в порядке, определяемом Министерством архитектуры и строительства (подпункт 4.1 пункта 4 статьи 46).

Определены основания для разработки или изменения градостроительного проекта специального планирования, которыми могут являться:

  • отсутствие градостроительного проекта для соответствующей территории;
  • заинтересованность в реализации инвестиционных проектов на соответствующей территории;
  • реализация градостроительного проекта вышестоящего уровня, которым затрагиваются интересы соответствующей территории;
  • требование о разработке градостроительного проекта для соответствующей территории, содержащееся в государственных программах социально-экономического развития Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, градостроительных проектах вышестоящего уровня.

Также определено, что решения о разработке или изменении градостроительного проекта специального планирования принимаются государственными органами.

Определяется порядок разработки градостроительных проектов детального планирования, основания для их разработки, порядок их согласования и утверждения. К градостроительным проектам детального планирования относятся детальные планы:

  • частей населенных пунктов (территориальных зон, кварталов, территорий предполагаемого осуществления инвестиций);
  • территорий в установленных законодательством границах исторических центров населенных пунктов (с учетом проектов зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей);
  • территорий свободных экономических зон и промышленных территорий;
  • иных территорий.

Определено, что детальный план, разрабатываемый на всю территорию населенного пункта (города районного подчинения, поселка городского типа, сельского населенного пункта), совмещается с генеральным планом.

Заказчиками по разработке градостроительных проектов детального планирования выступают местные исполнительные и распорядительные органы. Финансирование их разработки осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством.

Основаниями для разработки или изменения градостроительного проекта детального планирования являются:

  • отсутствие градостроительного проекта детального планирования для соответствующей территории;
  • заинтересованность в реализации инвестиционных проектов на соответствующей территории;
  • требования градостроительного проекта общего планирования, разработанного для соответствующей территории;
  • окончание срока реализации градостроительного проекта детального планирования.

Так, при разработке градостроительных проектов детального планирования должны учитываться требования, содержащиеся в градостроительном проекте общего планирования вышестоящего уровня, а в случае невозможности устранения разногласий между местными исполнительными и распорядительными органами соответствующих территориальных единиц по вопросам территориального развития окончательное решение по представлению Министерства архитектуры и строительства принимается Советом Министров Республики Беларусь.

Глава 14 «Зонирование территорий» состоит из трех статей, в которых содержатся нормы, определяющие порядок зонирования территорий для осуществления градостроительной деятельности.

Данной главой определено, что зонирование территорий осуществляется в целях установления единого порядка градостроительного освоения земельных участков, создания долгосрочной основы организации среды обитания, планирования инвестиций в архитектуру и строительство и выполняется на основании планов зонирования территорий. Планы зонирования территорий включаются в состав градостроительных проектов и определяют вид и интенсивность использования территорий и градостроительные регламенты на их использование.

Кроме того, определяются виды территориальных зон по преимущественному функциональному использованию территорий, определяемые в градостроительных проектах общего планирования республиканского и регионального уровней, и определено, что могут выделяться территориальные зоны следующих видов:

  • зоны градостроительного развития населенных пунктов — территории развития городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов;
  • зоны размещения садоводческих товариществ и дачных кооперативов — территории, предназначенные для коллективного садоводства и дачного строительства;
  • сельскохозяйственные зоны — территории с преобладанием земель сельскохозяйственного назначения, используемые преимущественно для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • лесохозяйственные зоны — территории с преобладанием земель лесного фонда, основным назначением которых является ведение лесного хозяйства;
  • зоны специального назначения — территории военных объектов и иные территории, в отношении которых законодательством установлен особый режим их использования;
  • иные территориальные зоны, определенные законодательством.

Кодексом определяются виды территориальных зон по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов и иных административно-территориальных единиц, и устанавливается, что в пределах границ (черты) населенных пунктов могут выделяться территориальные зоны следующих видов: жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные зоны, зоны транспортной, инженерной инфраструктуры, рекреационные зоны, сельскохозяйственные зоны, зоны специального назначения, ландшафтные зоны специального назначения, иные территориальные зоны, определяемые местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня с учетом местных условий.


Материал предоставлен Министерством архитектуры и строительства для
Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

Возврат к списку