22 июля 2023 г. опубликован Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г. № 289-З (далее — Кодекс), основные положения которого вступят в силу 23 июля 2024 г. Подробнее о вопросах информационного, финансового обеспечения архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, научно-технической деятельности, нюансах градостроительного (территориального) планирования территорий и населенных пунктов читайте в четвертой части комментария Министерства архитектуры и строительства. Раздел V «Информационное, финансовое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Архитектурная деятельность. Научно-техническая деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» состоит из трех глав, в которых устанавливаются требования по научному, информационному, финансовому обеспечению архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. В статье 45 определены сведения, которые используются для разработки градостроительных проектов. Также определяются сведения, которые используются для разработки проектной документации (статья 47). К таким сведениям относится информация, содержащаяся в предпроектной (предынвестиционной) документации (при ее наличии), данные градостроительного кадастра, республиканского фонда проектной документации, республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов, фондов материалов изыскательских работ в соответствии с разрешительной документацией на строительство. При этом, устанавливается, что перечень данных градостроительного кадастра, необходимых для разработки проектной документации, и порядок их предоставления определяются Министерством архитектуры и строительства. Статьей 46 установлен порядок создания и ведения градостроительного кадастра на территории Республики Беларусь, столицы Республики Беларусь, областей, городов областного и районного подчинения, других административно-территориальных и территориальных единиц и его регистрационная функция. Определены основные принципы ведения градостроительного кадастра, а именно:
Установлено, что в градостроительном кадастре подлежат регистрации:
Также Кодексом предусмотрено, что состав сведений градостроительного кадастра, порядок их предоставления единому оператору по ведению государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь для включения в градостроительный кадастр определяются Министерством архитектуры и строительства. Немаловажной новацией, которая предусмотрена Кодексом, является и новация в части цифровизации процессов: предлагается создать государственную информационную систему «Госстройпортал» (далее — ГИС «Госстройпортал») (статья 49). Эта норма новая по сравнению с действующим законодательством. Ранее такие вопросы законодательством не регулировались. Уникальным является то, что Кодекс закрепляет нормы, базово регулирующие взаимодействие участников строительства в информационном пространстве, которое создано и совершенствуется благодаря ГИС «Госстройпортал». Ни в одной отрасли не существует подобной всеобъемлющей информационной системы, поэтому только в строительной отрасли возможно закрепить правовое регулирование отношений по формированию и совершенствованию единой информационной среды для упрощения взаимодействия ее субъектов. С помощью ГИС «Госстройпортал» должно обеспечиваться:
Предусмотрено, что пользователями ГИС «Госстройпортал» будут являться юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками жизненного цикла капитальных строений (зданий, сооружений) и другие субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Кодексом предусмотрено, что ГИС «Госстройпортал» размещается на базе республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений с учетом требований по защите информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования неправомерного доступа к ней, а также от иных неправомерных действий с момента ее поступления в ГИС «Госстройпортал» и до момента ее передачи в соответствующую информационную систему или информационный ресурс. Создание ГИС «Госстройпортал» сегодня очень значимо, поскольку цифровизация — это один из основных трендов на сегодняшний день. Сформированный банк данных в области архитектурной и строительной деятельности позволит оптимизировать и упростить процедуры, а также даст возможность специалистам использовать его в своей работе. В главе 11 «Финансовое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» определяется порядок финансирования обеспечения архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в частности, что финансирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, предусмотренных для обеспечения разработки градостроительных прогнозов, программ и технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, разработки и госстройэкспертизы градостроительных проектов, создания и ведения градостроительного кадастра, выполнения научно-исследовательских и иных работ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Также в статье 50 определяется, что финансирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности может осуществляться за счет средств юридических и физических лиц, а также иных источников, не запрещенных законодательством. Поскольку необходима консолидация в одной главе всех нормативных предписаний, определяющих источники финансирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в этой главе (статья 51) также устанавливается порядок включения затрат на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации при планировании осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, модернизацию, техническую модернизацию, снос объекта. Эти затраты включаются в сводный сметный расчет стоимости объекта как затраты, связанные с получением исходных данных; а в случае принятия заказчиком, застройщиком по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации решения о нецелесообразности и (или) необоснованности осуществления инвестиций в вышеназванные работы указанные затраты подлежат списанию за счет основного источника, предусмотренного на выполнение проектных и изыскательских работ. Определяются источники финансирования разработки указанной документации. Предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается за счет:
Также в этой главе регулируются вопросы финансирования работ, связанных с устранением последствий строительной аварии (статья 52) и вопросы финансирования строительства объектов магистральной инженерной инфраструктуры, распределительной инженерной инфраструктуры, распределительной транспортной инфраструктуры и вопросы возмещения затрат по их финансированию (статья 53). В статье 56 «Обеспечение научно-технической деятельности в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» устанавливается, что научно-техническая деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности обеспечивается реализацией приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности, разработкой и реализацией документов государственного прогнозирования и государственного планирования в этой области. Также в статье 57 определяется порядок создания и деятельности архитектурно-градостроительных советов Министерством архитектуры и строительства и территориальными подразделениями по архитектуре и градостроительству, которые выполняют функции совещательного и консультативного органа по вопросам архитектуры, градостроительства и территориального развития и обеспечивают профессиональную обоснованность и гласность процедуры принятия решений в области архитектурной и градостроительной деятельности. Также определяется, кто включается в состав архитектурно-градостроительных советов (представители Министерства архитектуры и строительства, территориальных подразделений по архитектуре и градостроительству, главные архитекторы проектов и научные сотрудники научно-исследовательских, проектных, общественных и иных организаций). В Кодексе имеется Особенная часть. Раздел VI «Градостроительная деятельность» состоит из двух глав и содержит нормы, определяющие требования к градостроительной деятельности. Следует отметить, что в основном в этот раздел включены нормы действующего Закона № 300-З. В главе 13 «Градостроительное (территориальное) планирование территорий и населенных пунктов» определены три уровня градостроительного планирования — республиканский, региональный и местный, а также определены виды градостроительного планирования — общее планирование, специальное планирование и детальное планирование. Также определяется порядок разработки градостроительных проектов общего планирования (статья 59), к которым относятся:
Также устанавливаются основания для разработки или внесения изменений в градостроительные проекты общего планирования. Предусмотрено, что в период разработки градостроительного проекта общего планирования решения о размещении объектов строительства на территории объекта проектирования должны согласовываться с разработчиком градостроительного проекта общего планирования. В данном случае под «территорией объекта проектирования» понимается проектируемая территория, то есть территория, для которой разрабатывается градостроительный проект. Аналогичные нормы заложены также в статьях, регулирующих вопросы разработки градостроительных проектов специального планирования (статья 60) и градостроительных проектов детального планирования (статья 61). Устанавливается, что каждые пять лет проект корректируется либо разрабатывается новый проект. Определяется, какие проекты относятся к градостроительным проектам специального планирования. На республиканском уровне градостроительными проектами специального планирования являются схемы и проекты:
На местном уровне градостроительными проектами специального планирования являются:
Определено, что заказчиком по проектам специального планирования республиканского уровня выступает Минстройархитектуры (подпункт 1.4 пункта 1 статьи 22), а финансирование их разработки осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Следует также отметить, что финансирование разработки градостроительных проектов детального планирования для территорий свободных экономических зон (далее — СЭЗ) осуществляется за счет средств республиканского бюджета, но при этом заказчиками этих проектов выступают сами администрации СЭЗ, что исключает необходимость при формировании перечня градостроительных проектов, заказ на разработку которых подлежит размещению в очередном финансовом году, необходимости включения данных проектов в указанный перечень. Заказчиками по разработке градостроительных проектов специального планирования местного уровня выступают местные исполнительные и распорядительные органы (подпункт 4.2 пункта 4 статьи 24), и финансирование их разработки осуществляется за счет средств местных бюджетов. Градостроительные проекты специального планирования могут являться составной частью градостроительных проектов общего и детального планирования. При этом устанавливается, что утвержденные градостроительные проекты специального планирования, а также все вносимые в них изменения и (или) дополнения подлежат регистрации в градостроительном кадастре в порядке, определяемом Министерством архитектуры и строительства (подпункт 4.1 пункта 4 статьи 46). Определены основания для разработки или изменения градостроительного проекта специального планирования, которыми могут являться:
Также определено, что решения о разработке или изменении градостроительного проекта специального планирования принимаются государственными органами. Определяется порядок разработки градостроительных проектов детального планирования, основания для их разработки, порядок их согласования и утверждения. К градостроительным проектам детального планирования относятся детальные планы:
Определено, что детальный план, разрабатываемый на всю территорию населенного пункта (города районного подчинения, поселка городского типа, сельского населенного пункта), совмещается с генеральным планом. Заказчиками по разработке градостроительных проектов детального планирования выступают местные исполнительные и распорядительные органы. Финансирование их разработки осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством. Основаниями для разработки или изменения градостроительного проекта детального планирования являются:
Так, при разработке градостроительных проектов детального планирования должны учитываться требования, содержащиеся в градостроительном проекте общего планирования вышестоящего уровня, а в случае невозможности устранения разногласий между местными исполнительными и распорядительными органами соответствующих территориальных единиц по вопросам территориального развития окончательное решение по представлению Министерства архитектуры и строительства принимается Советом Министров Республики Беларусь. Глава 14 «Зонирование территорий» состоит из трех статей, в которых содержатся нормы, определяющие порядок зонирования территорий для осуществления градостроительной деятельности. Данной главой определено, что зонирование территорий осуществляется в целях установления единого порядка градостроительного освоения земельных участков, создания долгосрочной основы организации среды обитания, планирования инвестиций в архитектуру и строительство и выполняется на основании планов зонирования территорий. Планы зонирования территорий включаются в состав градостроительных проектов и определяют вид и интенсивность использования территорий и градостроительные регламенты на их использование. Кроме того, определяются виды территориальных зон по преимущественному функциональному использованию территорий, определяемые в градостроительных проектах общего планирования республиканского и регионального уровней, и определено, что могут выделяться территориальные зоны следующих видов:
Кодексом определяются виды территориальных зон по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов и иных административно-территориальных единиц, и устанавливается, что в пределах границ (черты) населенных пунктов могут выделяться территориальные зоны следующих видов: жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные зоны, зоны транспортной, инженерной инфраструктуры, рекреационные зоны, сельскохозяйственные зоны, зоны специального назначения, ландшафтные зоны специального назначения, иные территориальные зоны, определяемые местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня с учетом местных условий.
|