+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 1)

Новости для секретаря

Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 1)

15.08.2023 12:50:00

22 июля 2023 г. опубликован Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г. № 289-З (далее — Кодекс), основные положения которого вступят в силу 23 июля 2024 г. Новации нормативного правового регулирования строительной отрасли прокомментировали в профильном ведомстве.

Кодекс разработан с целью реализации подпункта 9.3 пункта 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), согласно которому поручено обеспечить разработку, проведение публичного обсуждения и внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Кодекс — это настольная книга участников строительной деятельности.

Подготовка Кодекса осуществлялась в соответствии с требованиями, указанными в Декрете № 7, согласно которым необходимо было предусмотреть в Кодексе мероприятия по дальнейшему совершенствованию и упрощению требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизацию административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность, а также:обобщение и актуализацию нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;дальнейшее сокращение, упорядочение и консолидацию требований технических нормативных правовых актов (включая противопожарные, санитарные и природоохранные требования) к строительству объектов;повышение ответственности разработчиков проектной документации, лиц и организаций, осуществляющих технический надзор, и иных субъектов за выполнение своих функций в процессе осуществления строительной деятельности.

В Кодексе закреплены принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений и обеспечено наиболее полное правовое регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Документ подготовлен с учетом практики применения действующих нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, изменений, произошедших в законодательстве, регулирующим эту область, а также с учетом новых подходов регулирования отдельных вопросов и внесенных в некоторые действующие нормативные правовые акты.

Задачами Кодекса являются:

  • качественный пересмотр правового регулирования общественных отношений;
  • упорядочение массива нормативных правовых актов;удобство практического применения;
  • простота в изучении.

Предметом его правового регулирования являются общественные отношения, связанные с осуществлением архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В основу Кодекса включены нормативные предписания Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон № 300-З).

Кроме того, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность регулируется множественными нормативными правовыми актами, в том числе Указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, постановлениями Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, а также техническими нормативными правовыми актами.

Учитывая весь массив нормативных правовых документов назрела необходимость облечь их в понятную и доступную структуру.

Согласно статье 85 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. При этом определено, что Указы и распоряжения Президента не должны противоречить законам. В связи с вышеизложенным, нормы большинства принятых Указов Президента Республики Беларусь в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности имплементированы в Кодекс.

В статье 1 «Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определения» содержатся основные термины и их определения. В основном, в эту статью включены термины и их определения, которые содержатся в настоящее время в Законе № 300-З. Также названная статья дополнена целым рядом терминов, которые содержатся в иных нормативных правовых актах, и нормы которых включены в Кодекс, например:

  • в Указах Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при возмещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» и от 5 июня 2019 г. № 217 «О строительных нормах и правилах»;
  • в постановлениях Совета Министров Республики Беларусь:
    • от 20 февраля 2007 г. № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»;
    • от 21 марта 2014 г. № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства»;
    • от 1 июня 2011 г. № 687 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

Четко разграничены определения терминов: «архитектурная деятельность»,«градостроительная деятельность»,«строительная деятельность».

Согласно Закону № 300-З «подготовка проектной документации» входит в «строительную деятельность». А в соответствии с Кодексом «деятельность по разработке проектной документации» является архитектурной деятельностью, но не строительной.

Некоторые термины уточнены с учетом сложившейся практики их применения и смыслу определения этих терминов. Так, например, уточнены термины «реконструкция объекта», «ремонт объекта» и другие термины.

Статьей 1 также предусмотрено введение новых терминов и их определений: «возведение объекта», «изыскательские работы», «модернизация объекта», «техническая модернизация объекта», «ремонтно-реставрационные работы» и других терминов.

Следует отметить, что термин «строительная деятельность» дополнен новыми видами (в отличие от аналогичного термина, предусмотренного Законом № 300-З), а именно «модернизация объекта», «техническая модернизация объекта».

Вместе с тем исключен такой вид из «строительной деятельности» как «благоустройство». «Благоустройство» оставлено как вид работ, но в рамках определенного вида строительной деятельности.

Если в Законе № 300-З одним из видов строительной деятельности была «реставрация», то в Кодексе речь идет о «ремонтно-реставрационных работах», как термине, имеющим более широкое значение.

Кроме того, в Кодексе используются термины «инвестор», «научно-проектная документация на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях» и «реставрация», но определения данных терминов в Кодексе не даются, поскольку для целей Кодекса термин «инвестор» используется в значении, определенном Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях», термины «научно-проектная документация на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях» и «реставрация» — в значениях, определенных Кодексом Республики Беларусь о культуре.

В статье 2 «Принципы осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» определены основные принципы осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. К ним, в частности, относятся принципы:

  • обеспечение равных прав субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • информирование общественности об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • всесторонний учет государственных, общественных и частных интересов, обеспечение их максимального соблюдения при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • соблюдение прав землепользователей, собственников (владельцев, пользователей) эксплуатируемых объектов, имеющих отношение к выполнению работ в рамках архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • обеспечение:
    •  качества разработки проектной документации и выполнения работ в строительной деятельности;
    • безопасности объектов строительства для жизни и здоровья физических лиц, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды;
    • инвалидам и физически ослабленным лицам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной, производственной, инженерной инфраструктуры и другие.

Поскольку в структурных элементах Кодекса неоднократно используется отсылка к классам сложности объектов строительства в Кодексе имеется  статья 3 «Классы сложности объектов».

Ввиду многочисленных отсылочных норм на классификацию объектов строительства по тексту Кодекса в данной статье предусмотрено, что объекты строительства классифицируются по пяти классам сложности. Высший класс сложности объекта — первый класс, низший класс сложности объекта — пятый класс.

Класс сложности объекта должен указываться в проектной документации. Отнесение объекта к конкретному классу сложности осуществляет заказчик, застройщик совместно с разработчиком проектной документации. Классификация объектов установлена строительными нормами Республики Беларусь СН 3.02.07-2020 «Объекты строительства. Классификация», утвержденными постановлением Министерства архитектуры и строительства от 26 октября 2020 г. № 63.

Статья 4 «Страхование при осуществлении архитектурной и строительной деятельности» регулирует вопросы страхования рисков при осуществлении архитектурной и строительной деятельности.

Статья охватывает риски, которые могут возникнуть у субъектов хозяйствования при разработке проектной документации, возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации, капитальном ремонте объекта, ремонтно-реставрационных работах, оказании инженерных услуг. Кодексом предусмотрена добровольная форма проведения страхования.

При этом добровольная форма проведения страхования позволяет сохранить возможность оперативного реагирования на потребности строительного рынка и внесения соответствующих изменений в условия страхования и систему тарификации, вместе с тем, внедряя элемент управления качеством строительства за счет разных объема и стоимости страхования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по разработке проектной документации, возведению, реконструкции, оказанию инженерных услуг в отношении объектов строительства, исходя из их деловой репутации и истории осуществления строительной деятельности.

Согласно Положению о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, условия, на которых заключается договор добровольного страхования, определяются в правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков.

Справочно. Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 833 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В связи с этим в абзаце первом статьи 4 Кодекса предусмотрено, что юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями могут заключаться договоры добровольного страхования на условиях правил добровольного страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков.

Кроме того, для субъекта строительной деятельности остается возможность выбора инструментов управления своими рисками, в том числе через использование других, нежели страхование, финансовых инструментов (банковская гарантия, гарантийный депозит и др.), исходя из размера затрат по их приобретению и обслуживанию.

В статье 5 Кодекса содержится общая норма об авторском праве в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Авторское право регулируется Законом Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах». В связи с этим в проект Кодекса включается норма, предусматривающая только общие вопросы по авторскому праву с отсылкой на законодательство об авторском праве и смежных правах.

Определяется конкретно, что относится к объектам авторского права в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а именно:

  • произведения архитектуры (архитектурные проекты, чертежи и прочее);

  • произведения градостроительства (градостроительные проекты);

  • произведения садово-паркового искусства (архитектурно-планировочные задания, проекты строительства объекта озеленения, проекты ландшафта и прочее).

Статьей 6 Кодекса определяется, что законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности Республики Беларусь, а также иных актов законодательства.

Определено соотношение Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности Республики Беларусь к международным договорам Республики Беларусь. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Кодексе, то применяются правила международного договора.

В статье 7 определяются общественные отношения, регулируемые Кодекса, начиная с подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство и заканчивая приемкой объектов в эксплуатацию.

Определено, что действие Кодекса распространяется на отношения в области градостроительной деятельности, а также на отношения в области архитектурной и строительной деятельности в отношении объектов строительства, их частей, а также на другие связанные с ними отношения.

Указано, что Кодексом не регулируются отношения в области архитектурной и строительной деятельности при выполнении работ по переустройству и (или) перепланировке квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, в том числе жилых и (или) нежилых помещений в их составе.

Также определено, что особенности разработки проектной документации, разработки и применения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, возведения, реконструкции, эксплуатации, ремонта автомобильных дорог общего пользования, технических средств организации дорожного движения, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, подвесной контактной сети городского электрического транспорта и трамвайных путей устанавливаются законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о железнодорожном транспорте и дорожном движении.

Особенности разработки проектной документации, возведения, реконструкции, ремонта радиационных объектов, проведения государственных экспертиз их предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации устанавливаются законодательством о радиационной безопасности.

Особенности проведения ремонта жилых помещений, жилых домов, эксплуатации жилищного фонда, выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, общежитий устанавливаются жилищным законодательством.

Особенности выполнения проектных работ на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, осуществления авторского надзора при выполнении ремонтно-реставрационных работ, порядок проведения аттестации на право получения свидетельства на руководство разработкой научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях, особенности разработки, согласования научно-проектной документации, выполнения ремонтно-реставрационных работ устанавливаются законодательством о культуре.

Особое внимание следует обратить на то, что особенности проведения ремонта улично-дорожной сети определяются Министерством жилищно-коммунального хозяйства, поскольку данный вопрос до настоящего времени не был четко урегулирован законодательством.

В статье 8 содержатся общие нормы об ответственности за нарушение законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Проработана персональная ответственность всех участников строительной деятельности. Предусмотрена не только административная ответственность, но и дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная и иная. Названная статья в том числе дает отсылку к законодательным актам.

Следует отметить, что в Законе № 300-З аналогичной статьи не имеется, то есть это новое в законодательстве в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Вместе с тем имеется необходимость на законодательном уровне закрепить нормы по повышению ответственности разработчиков проектной документации, лиц и организаций, осуществляющих технический надзор и иных субъектов за выполнение своих функций в процессе осуществления строительной деятельности. Предполагается, что данный вопрос будет урегулирован в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях в рамках приведения законодательных актов в соответствие с Кодексом.

Продолжение будет опубликовано. 

Материл предоставлен Министерством архитектуры и строительства
 для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

Возврат к списку