+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 15 — 21 февраля 2019 г.

Новости для секретаря

Registr.by:Мониторинг аналитики за 15 — 21 февраля 2019 г.

23.02.2020 11:36:53


Мониторинг аналитики за 15 — 21 февраля 2019 г.

Наиболее часто встречающиеся при составлении годовой отчетности за 2019 год вопросы


Рассмотрим наиболее часто встречающиеся вопросы, касающиеся составления бухгалтерского баланса за 2019 и заполнения форм, и ответы на них.

Вопрос 1

Организация привлекла кредиты и займы для осуществления своей деятельности.

Изменился ли порядок отражения в бухгалтерском балансе информации о кредитах и займах по сравнению с порядком, действовавшим в 2018 году, учитывая, что в Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2016 г. № 104 (далее — Национальный стандарт № 104), были внесены изменения и дополнения постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74, вступившим в силу с 1 января 2019 г.?

Ответ. Порядок изменился в части отражения процентов по кредитам и займам.

Согласно п. 51, 52 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50, сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» предназначен для отражения информации о расчетах по полученным организацией краткосрочным (на срок не более 12 месяцев) кредитам и займам, в том числе налоговым кредитам, а также начисленным и уплаченным по ним процентам.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Что необходимо знать бюджетным организациям при составлении бухгалтерской отчетности


Порядок составления и представления отчетности в бюджетных организациях. Согласно п. 30 Инструкции № 15 организации обязаны составлять и представлять годовую и периодическую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений.

Сроки представления отчетности устанавливаются:

финансовыми органами — для главных распорядителей средств бюджета;

главными распорядителями — для распорядителей (получателей) средств бюджета;

распорядителями — для получателей средств бюджета.

Подготовительные этапы перед составлением отчетности. Еще до составления бухгалтерского баланса производится сверка оборотов и остатков по счетам аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета.

Согласно п. 20 Инструкции № 22:

в бухгалтерском балансе остатки денежных средств на счетах по учету бюджетных и иных государственных средств получателей (распорядителей) средств бюджетов должны быть подтверждены и сверены с выписками из лицевых счетов, представленных банками и (или) органами государственного казначейства;

данные, отраженные по статьям годового бухгалтерского баланса (на 1 января), должны быть обоснованы данными инвентаризации активов и обязательств. В бухгалтерском учете за декабрь должны быть сделаны записи по отражению расхождений, выявленных во время проведения инвентаризации.

Бухгалтерский баланс на 1 января составляется после годового заключения счетов (п. 21 Инструкции № 22).

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный бухгалтер ГУО «Белорусский государственный экономический университет»


Валютный контроль при импорте товаров без их поступления на территорию Беларуси


Рассмотрим, необходимо ли банку требовать разрешение Национального банка Республики Беларусь на проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь.

В соответствии с подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) резиденты обязаны в сроки, установленные Указом № 178, обеспечить при импорте товаров их поступление на территорию Республики Беларусь. Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, за исключением расчетов за товары, используемые резидентами при выполнении (оказании) строительных работ (услуг) на территории иностранного государства, осуществляются на основании разрешений Национального банка Республики Беларусь.

Субъекты операций тем не менее испытывают некоторые затруднения в практике применения указанных норм. Так, к нам обратилось юридическое лицо — резидент (далее — резидент, клиент), которое заключило импортный внешнеторговый договор на поставку товара с резидентом Польши. Условия поставки — EXW г. Варшава. Однако из договора не было понятно, поступает товар на территорию Республики Беларусь или нет. Клиент указал в платежном поручении код поступления товара «2». Резидент по данной сделке должен заплатить белорусские рубли на счет нерезидента, открытый в латвийском банке. В данной ситуации у юридического лица возникли сомнения: правомерны ли данные расчеты и может ли банк отказать в проведении расчетов.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Соблюдение валютного законодательства при помещении товара под таможенную процедуру таможенного склада


В соответствии с подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки: при импорте — не позднее 90 календарных дней со дня проведения платежа.

Рассмотрим, будет ли соблюдено валютное законодательство Республики Беларусь, если в 90-дневный срок со дня платежа товар будет помещен под таможенную процедуру таможенного склада в ситуации, когда юридическое лицо — резидент заключило импортный внешнеторговый договор с нерезидентом на поставку товара и уже внесло предоплату.

В подпункте 1.6.3 п. 1 Указа № 178 установлено, что датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, определенные Национальным банком Республики Беларусь для целей валютного контроля.

В соответствии со ст. 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС, вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

<...>

Арсений СОЛОВЬЕВ


Поквартальное совершенствование: новеллы законодательства об отходах


Статьей 46 Конституции продекларировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. При этом государство осуществляет контроль над рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Так, в целях сокращения объемов захоронения отходов и предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду, а также повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов принят Указ «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки».

Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее — Указ) в целях сокращения объемов захоронения отходов и предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду, а также повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов установлено, что производители и поставщики обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки (обязанность по обеспечению сбора отходов) одним из следующих способов или их совокупностью по своему выбору:

применение в течение календарного квартала (отчетный период) собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (собственная система сбора отходов) с представлением государственному учреждению «Оператор вторичных материальных ресурсов» (оператор) информации о выполнении в отчетный период обязанности по обеспечению сбора отходов (информация о выполнении обязанности);

заключение с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (договор) и внесение на текущий (расчетный) банковский счет оператора со специальным режимом функционирования (специальный счет оператора) платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (плата). Обязательным условием договора является представление оператору информации о выполнении обязанности.

<...>

Стефания КОЗЛОВСКАЯ,
Ольга СЕДЫХ


Оформляем совмещение по-новому


Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов», вступившим в силу 28 января 2020 г., в том числе в новой редакции изложена ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК). Новое название указанной статьи — «Оплата труда при совмещении должностей служащих (профессий рабочих), расширении зон обслуживания (увеличении объема работы), исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, должностной (рабочей) инструкцией».

В части 1-й ст. 67 ТК теперь говорится, что работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительную работу по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) без освобождения от своей основной работы, производится доплата. В свою очередь, частью 2-й устанавливается, что дополнительная работа может выполняться в виде:

совмещения должностей служащих (профессий рабочих) — выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по другой вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены);

расширения зон обслуживания (увеличения объема работы) — выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по такой же вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены);

исполнения обязанностей временно отсутствующего работника — выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы как по другой, так и по такой же должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Перевод на другую работу у того же нанимателя в связи с производственной необходимостью


С 28 января 2020 г. после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» п. 2 ч. 1-й ст. 321 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) предусматривает временный перевод работника на другую работу в случае производственной необходимости как у того же нанимателя, так и к другому нанимателю.

В данной статье рассмотрим первый случай — перевод в связи с производственной необходимостью у того же нанимателя.

Формулировку «производственная необходимость» наниматели очень часто используют для оправдания своих неправомерных действий при переводе работника по этому основанию.

Однако согласно ч. 2-й ст. 33 ТК производственной необходимостью признается необходимость для данного нанимателя предотвращения катастрофы, производственной аварии или немедленного устранения их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества нанимателя либо иного имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника. Перечень случаев производственной необходимости не является ограниченным, поэтому к ним можно отнести наступление и других форс-мажорных обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть заранее.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Изменения в порядке предоставления компенсаций по условиям труда


С 1 января 2020 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2019 г. № 269, которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2014 г. № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» (далее — постановление № 575). Поскольку указанный документ был принят еще в первой половине прошлого года, а его вступление в силу было отложено до нового года, возможно, далеко не все наниматели обратили внимание на некоторые изменения в порядке предоставления компенсаций по условиям труда.

Как известно, в соответствии с п. 5 ч. 1-й ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» работодатель обязан информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда. С целью выявления на конкретном рабочем месте работника, занятого на нем полный рабочий день, факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности, а также право на получение компенсаций по условиям труда, нанимателю необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст. 225 Трудового кодекса Республики Беларусь работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на компенсации по условиям труда, в том числе оплату труда в повышенном размере.

Порядок выплаты и размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлены постановлением № 575.

Перечислим наиболее значимые изменения, которые произошли в этом документе с нового года.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Анализ изменений в порядок начисления амортизации


Для устранения пробелов и неточностей в регулировании порядка начисления амортизации постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19 декабря 2019 г. № 25/79/70 внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (далее — постановление), утвержденную постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6.

Основная цель подготовки постановления — приведение Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (далее — Инструкция) в соответствие с действующим законодательством в области лизинговой деятельности и бухгалтерского учета, устранения неточностей в правовом регулировании порядка начисления амортизации, расширения прав субъектов хозяйствования в регулировании порядка начисления амортизации.

Большинство изменений связано с конкретизацией существующих норм. Например, с целью конкретизации видов амортизируемого имущества п. 1 Инструкции изложен в новой редакции, определяющей, что действие Инструкции распространяется на основные средства, в том числе отражаемые в бухгалтерском учете организации (в учете у индивидуального предпринимателя) как доходные вложения в материальные активы (включая инвестиционную недвижимость), а также являющиеся предметами финансовой аренды (лизинга) (далее — основные средства), и нематериальные активы.

Внутренний документооборот

Постановлением предусмотрено упрощение администрирования порядка начисления амортизации у организаций. Для этого исключается требование о необходимости обязательной разработки Положения о комиссии по проведению амортизационной политики в организации.

Нормативный срок службы

Постановлением предусмотрено право комиссии по амортизационной политике по объектам основных средств, не включенным в классификацию амортизируемых основных средств, определять нормативный срок службы на основании проектной документации, что будет актуально для капитальных строений.

<...>

Анна РЕХМАН,
эксперт PROnalogi.by


Изменения в примерной форме контракта: что полезно знать секретарю


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2019 г. № 882 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» примерная форма контракта нанимателя с работником, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180 (далее — примерная форма контракта), с 28 января 2020 г. изложена в новой редакции.

Что надо делать: привести заключенные (действующие) контракты с 28 января 2020 г. в соответствие с законодательством.

Как это сделать: на основании ч. 4-й ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК).

В помощь: комментарий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «О внесении изменений в примерные формы контрактов с работниками»* (далее — комментарий Минтруда и соцзащиты).

___________________

http://mintrud.gov.by/ru/news_ru/view/-o-vnesenii-izmenenij-v-primernye-formy-kontraktov-s-rabotnika...

Алгоритм действий может быть следующим.

Шаг 1. Проверить, ознакомлены ли работники с «обновленными» локальными правовыми актами (далее — ЛПА).

Наниматели обязаны привести в соответствие с изменениями, внесенными в ТК, не только трудовые договоры (контракты), но и ЛПА.

Это могут быть правила внутреннего трудового распорядка (например, в части режима гибкого рабочего времени, временного перевода по соглашению сторон и т.п.), положение об оплате труда, ЛПА, регламентирующие особенности труда дистанционных работников, и т.п.

Со всеми «обновленными» ЛПА, которые затрагивают трудовые обязанности работника и условия оплаты его труда, наниматель должен его ознакомить. Напомним, что согласно п. 10 ч. 1-й ст. 55 ТК наниматель обязан создавать условия для ознакомления работника с ЛПА, затрагивающими его права и обязанности.

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Почему важно отразить в учетной политике вопросы курсовых разниц по Указу № 504


Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 504 «О курсовых разницах» (далее — Указ) установлен новый порядок налогового учета коммерческими организациями курсовых разниц, возникающих в течение календарного года при пересчете стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Указ вступил в силу 6 января 2020 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.

Положения Указа устанавливают иной порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль (в части налогового учета в составе внереализационных доходов (расходов) курсовых разниц) и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее — единый налог) в сравнении с нормами ст. 174 и 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

В соответствии с НК курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств (за исключением возникающих у получателей иностранной безвозмездной помощи при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, связанных с получением и использованием иностранной безвозмездной помощи, выраженной в иностранной валюте, при целевом использовании иностранной безвозмездной помощи), учитываются при исчислении налога на прибыль.

В случае укрепления курса белорусского рубля у отдельных организаций образуются суммы положительных курсовых разниц, что приводит к росту обязательств по налогу на прибыль. Особенно это характерно для субъектов хозяйствования с большой кредитной нагрузкой, выраженной в иностранной валюте. Отдельные из них испытывают дефицит оборотных средств, необходимых для уплаты дополнительных сумм налога.

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Аудиторская проверка: что необходимо знать о правилах оценки качества работы аудиторов


По данным Министерства финансов Республики Беларусь, на конец 2019 года зарегистрированы 81 аудиторская организация и 415 аудиторов — индивидуальных предпринимателей. По новым правилам теперь и аудиторы сами, и Аудиторская палата обязаны проводить «оценку качества». То есть в скором времени в полную силу заработает механизм «перепроверок».

Как это понимать? К чему готовиться обычным клиентам аудиторов? Что будет с нашей подтвержденной аудиторами отчетностью, если..?

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 октября 2019 г. № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» (далее — постановление № 59):

внесены дополнения и изменения в национальные правила аудиторской деятельности «Внутренняя оценка качества работы аудиторов», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 января 2002 г. № 8 (далее — НПАД № 8);

утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — Инструкция № 59).

Общие вопросы

Согласно абз. 9-му ст. 2 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 56-З) оценка качества работы аудитора, аудитора — индивидуального предпринимателя, аудиторской организации — система мер, методик и процедур по анализу соблюдения аудитором, аудитором — индивидуальным предпринимателем, аудиторской организацией правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров (далее — международные стандарты аудиторской деятельности), Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров, основных принципов аудиторской деятельности, а также обоснованности сформированных ими выводов и выраженного в установленной форме аудиторского мнения.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, эксперт


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку