15.02.2019
Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 4/1/1/1 (далее — постановление № 4/1/1/1), вступившим в силу с 1 февраля 2019 г., утверждена новая форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — книга учета — 2019), и Инструкция о порядке заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Напомним, что ранее форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, была установлена совместным постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19 апреля 2007 г. № 55/60/59/38, в котором отдельной инструкции для ее заполнения не было предусмотрено: все необходимые нормы, регламентирующие такой порядок, содержались в тексте самого постановления.
<...>
Наталья КОВАЛЕВА,
экономист
Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 6 декабря 2018 г. № 40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии», вступившим в силу с 3 февраля 2019 г., утверждены новые формы актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии.
Как сообщили в строительном министерстве, принятие этого документа обусловлено необходимостью приведения нормативной правовой базы в строительстве в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», изменениями, внесенными в Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства».
<...>
Наталья КОВАЛЕВА,
экономист
Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21 января 2019 г. № 7 утверждено Положение о комиссии по государственным закупкам (далее — Положение). Документ принят во исполнение норм Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-З, которым Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» изложен в новой редакции.
Положением устанавливаются порядок формирования комиссии по государственным закупкам, создаваемой заказчиком (организатором) в случае организации и проведения открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (далее — комиссия), и ее функции.
Определено, в частности, что комиссия может создаваться в виде постоянно действующей комиссии для организации и проведения процедур государственных закупок либо для организации и проведения конкретной процедуры государственной закупки. Персональный состав комиссии в случаях организации и проведения процедур государственных закупок:
• заказчиком — формируется заказчиком и утверждается его руководителем (уполномоченным им должностным лицом);
• организатором — формируется организатором и утверждается его руководителем (уполномоченным им должностным лицом);
• двумя и более заказчиками — формируется исходя из соглашения сторон одним из таких заказчиков либо совместно всеми заказчиками и утверждается соответственно руководителем (уполномоченным им должностным лицом) одного из заказчиков либо руководителями (уполномоченными ими должностными лицами) заказчиков.
<...>
Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист
Инструкция о порядке проведения экспертизы проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме и определения стоимости проведения экспертизы (далее —Инструкция) утверждена постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21 декабря 2018 г. № 73.
Документ принят в развитие норм Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384.
Так, п. 17 Положения установлено, что для выполнения переустройства и (или) перепланировки, требующих разработки проекта, инициатор после получения согласования (разрешения) местного исполнительного и распорядительного органа (далее — исполнительный комитет) заключает договор подряда на выполнение проектных работ с разработчиком проектной документации. Здесь же указывается, что состав, форма и содержание проекта определяются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь. Разработчик проектной документации или инициатор согласует проект со структурным подразделением исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы.
<...>
Александр ГОРБАЧ,
юрист
Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 91 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок», вступающим в силу с 1 июля 2019 г., утверждена новая Инструкция о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок (далее — Инструкция № 91).
При этом с той же даты признается утратившей силу Инструкция о порядке рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. № 30 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок» (далее — Инструкция № 30).
Инструкция № 91 определяет порядок рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки при осуществлении государственных закупок (далее — жалоба), подаваемых участниками либо иными юридическими или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случае нарушения их прав и законных интересов. Отметим, что согласно Инструкции № 30 жалобу можно подавать и на оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок, что с 1 июля 2019 г. будет запрещено.
<...>
Николай ВОЛЧЕК,
юрист
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2019 г. № 71 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 973», вступившим в силу с 6 февраля 2019 г., внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 973 «Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь». В основном они связаны с корректировкой Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденного этим постановлением (далее — Положение).
При этом существенно расширены функции Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, которые оно должно осуществлять в соответствии с возложенными на него основными задачами.
В частности, как и ранее, Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь должно:
• осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь регулирование цен (тарифов) на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (подп. 5.34 п. 5 Положения);
• устанавливать по согласованию с Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь порядок осуществления мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве, а также расчета индексов цен инвестиций в основной капитал (ранее последнее уточнение отсутствовало) (подп. 5.341 п. 5 Положения);
• совместно с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами принимать меры по обеспечению представления организациям по ценообразованию в строительстве информации о ценах (тарифах, стоимости) для проведения мониторинга как цен (тарифов, стоимости), так и расчета индексов цен в строительстве (подп. 5.342 п. 5 Положения).
<...>
Николай ВОЛЧЕК,
юрист
Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее — Закон № 159-З) внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК), который изложен в новой редакции.
С учетом внесенных Законом № 159-З изменений порядок налогообложения доходов физических лиц определен в главе 18 НК.
Согласно ст. 6 Закона № 159-З внесенные им в НК изменения вступают в силу с 1 января 2019 г. и направлены в том числе на совершенствование порядка налогообложения доходов физических лиц, при этом отдельные из них носят принципиальный характер.
В данном комментарии рассмотрен порядок налогообложения доходов физических лиц с учетом внесенных в него изменений.
1. Законом № 159-З расширен перечень доходов, не признаваемых объектами обложения подоходным налогом. К их числу с 1 января 2019 г. стали относиться доходы, полученные плательщиками в размере:
а) оплаты организациями или индивидуальными предпринимателями расходов на проведение семинаров и конкурсов профессионального мастерства (подп. 2.2 п. 2 ст. 196 НК);
б) оплаты или возмещения организациями и индивидуальными предпринимателями расходов на проведение за пределами Республики Беларусь неофициальных спортивных или спортивно-массовых мероприятий (подп. 2.3 п. 2 ст. 196 НК).
<...>
Александр АЛЕКСАНДРОВ,
экономист
Уплата налога на доходы регламентируется гл. 17 НК-2019.
До настоящего времени налоговыми агентами в отношении обязательств по налогу на доходы признавались только организации и индивидуальные предприниматели. В 2019 году физические лица (не индивидуальные предприниматели) по видам доходов также признаны налоговыми агентами в том смысле, как это определено ст. 23 НК.
Перечень доходов, облагаемых налогом на доходы, изменений не претерпел.
Однако ввиду отсутствия в национальном налоговом законодательстве Республики Беларусь определения термина «коммерческое оборудование», применяемого в международных договорах об избегании двойного налогообложения, и в целях исключения вопросов по применению таких договоров в определение термина «роялти» внесено уточнение, разъясняющее, что под доходом от предоставления в аренду, лизинг имущества понимается в том числе доход от предоставления в аренду, лизинг любого вида оборудования, транспортных средств. Ранее используемый термин «коммерческое оборудование» вызывал вопросы о том, какое оборудование относится к коммерческому, а также относятся ли транспортные средства к оборудованию.
<...>
Татьяна ФАЛАЛЕЕВА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»,
Александра РАКИТИНА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»
Главой 16 НК-2019 предусмотрено сближение бухгалтерского и налогового учета посредством устранения временных различий в признании отдельных видов доходов и расходов.
В целях реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 в НК-2019 включены системные меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и стимулирование реинвестирования прибыли, а именно: увеличение в полтора раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6% ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели предусмотрено в течение пяти лет. Иными словами, это:
• расширение возможности применения инвестиционного вычета за счет увеличения его размера в полтора раза: по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам — с 10 до 15%, по машинам, оборудованию и транспортным средствам — с 20 до 30%;
• снижение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет — до 6%, в течение пяти лет — до 0%.
Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь установлены факты минимизации суммы налога на прибыль плательщиками путем выкупа собственных акций по стоимости, во много раз превышающей номинальную стоимость акций, с дальнейшей их реализацией, как правило, оставшимся в составе участникам по номинальной стоимости.
<...>
Татьяна ФАЛАЛЕЕВА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»,
Александра РАКИТИНА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»
Уплата акцизов в НК-2019 регламентирована гл. 15 НК.
С учетом устоявшейся практики, а также специфического характера акцизов как налогового платежа в НК-2019 не произошло каких-либо существенных изменений, направленных на корректировку ранее действовавшего порядка их взимания. Тем не менее ряд положений претерпел существенные изменения. Так, например, к производству подакцизных товаров отнесены также любые виды настаивания алкогольной продукции.
В состав плательщиков акцизов добавлены следующие категории:
1) организации и индивидуальные предприниматели — при нецелевом использовании (реализации, передаче) дизельного топлива, приобретенного (полученного) для производства дизельного топлива с метиловыми эфирами жирных кислот;
2) юридические лица Республики Беларусь — при использовании (реализации, передаче) не по целевому назначению:
а) спирта этилового сырца из пищевого сырья, приобретенного (полученного) для производства спирта этилового ректификованного;
б) спирта этилового ректификованного из пищевого сырья, приобретенного (полученного) для производства алкогольной продукции, уксуса и слабоалкогольных напитков;
в) спирта, приобретенного (полученного) для производства лекарственных средств, ветеринарных препаратов;
г) спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта 7% и более, приобретенной (полученной) для производства безалкогольных напитков.
<...>
Татьяна ФАЛАЛЕЕВА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»,
Александра РАКИТИНА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»
Уплата налога на недвижимость в 2019 году регламентирована гл. 19 НК-2019.
В статью внесены коррекционные правки в части более детального подхода к тому, какие организации относятся к осуществляющим социально-культурную деятельность. Это организации, осуществляющие деятельность в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
Из объектов обложения налогом на недвижимость исключены здания, сооружения, передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства.
Из объектов обложения налогом на недвижимость исключены также машино-места. При этом отсутствие в объектах машино-мест не означает, что налог на недвижимость по ним удерживаться не будет, поскольку в соответствии с абз. 11-м ст. 1Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» машино-место — это место для размещения транспорта, которое является частью капитального строения (в том числе автомобильной стоянки) и зарегистрировано как объект недвижимости. Согласно постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 161 оно относится к группе «Сооружения» (шифры 20260, 20261, 20262, 20263).
В отношении физических лиц введен такой объект, как не завершенные строительством капитальные строения, закрепленные физическим лицом — собственником на праве хозяйственного ведения за организацией.
<...>
Татьяна ФАЛАЛЕЕВА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»,
Александра РАКИТИНА,
эксперт журнала «Налоговый вестник»
Инструкция о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание покупателей в объектах общественного питания (далее — Инструкция) утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 5. При этом признается утратившим силу постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 7 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание, оказание услуги в торговых объектах общественного питания».
Определено, что для целей Инструкции используются термины и их определения в значениях, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров», а также следующие термины и их определения:
• покупатель — это физическое либо юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся за обслуживанием в объект общественного питания, оказанием услуг, связанных с осуществлением общественного питания;
• предварительный заказ — это оформленный в порядке, определяемом продавцом, документ на обслуживание покупателя в объекте общественного питания, оказание услуг, связанных с осуществлением общественного питания, не позднее чем за один календарный день до их исполнения.
<...>
Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2019 г. № 7 внесены изменения и дополнения в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов».
В частности, изменения претерпела Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденная постановлением № 51.
Так, относительно порядка определения цен сметной стоимости ресурсов в подп. 8.1 п. 8 этого документа устанавливается, что цена одного человеко-часа определяется в размере, рассчитанном с учетом данных Национального статистического комитета Республики Беларусь о номинальной начисленной средней заработной плате работников по виду экономической деятельности «Строительство» в среднем по республике и установленной расчетной нормы рабочего времени Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, в расчете за месяц. Данная цена одного человеко-часа принимается как цена одного человеко-часа рабочего четвертого разряда. Напомним, что ранее данная норма содержала исключение для города Минска.
<...>
Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист
Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.