Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 20/2007

Новый Закон Республики Беларусь «О рекламе» и проблемы, которые могут возникнуть при его применении

 

ВЕРЕМЕЙКО Юрий,
юрист

 

Рекламный бизнес развивается в нашей стране не самыми быстрыми темпами, однако правоотношениям, складывающимся в данной сфере, уделяется немало внимания. Так, с 22 ноября 2007 г. вступит в силу новый Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — новый Закон, или Закон). Необходимо отметить, что он существенно отличается от действующего Закона Республики Беларусь от 18.02.1997 № 19-З «О рекламе» (далее — старый Закон). При этом наиболее важным изменением, на наш взгляд, является новое определение рекламы, от понимания которого зависит применение как всех остальных норм Закона, так и других актов законодательства.

Именно это определение и является основной темой данной статьи.
 

Определение рекламы 

Старый Закон предусматривает, что реклама — это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров.

В соответствии со ст. 2 нового Закона реклама — это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

На первый взгляд определение рекламы не претерпело глобальных изменений, хотя некоторые (и достаточно существенные) нововведения имеются.

Как и прежде, реклама представляет собой информацию. При этом Закон не дает определения понятия «информация», так как его разработчики, по-видимому, полагали, что этот термин можно считать общеизвестным. Кроме того, данное определение можно найти в других нормативных актах законодательства Республики Беларусь. Например, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об информатизации» информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.

Однако реклама представляет собой не любую информацию, а только ту, которая является для нее определяющей. Так, согласно старому Закону реклама представляет собой информацию о юридическом или физическом лице, товарах, работах или услугах. Новый Закон говорит о том, что реклама — это информация об объекте рекламирования. При этом данный законодательный акт дает определение и объекта рекламирования (в старом Законе его не было) — это продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.

Нетрудно заметить, что в число объектов рекламирования дополнительно включены продукция, организация, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера. При этом Закон не дает определений всем этим понятиям, и многие из них нужно искать в иных нормативных актах, и в первую очередь — в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее — ГК).

В то же время в целях применения Закона понятия «работа» и «услуга» могут быть и шире, чем определения, приведенные в других актах законодательства. Так, объектом рекламирования вполне может признаваться не только работа как материальный результат, например, работа, выполненная художником (т.е. написанная им картина), но и работа как процесс.

В новом Законе среди объектов рекламирования, кроме товаров, упоминается еще и продукция. Определение термина «товар» дано в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О торговле» (далее — Закон о торговле), в соответствии с которой товар — это вещи (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенные для продажи. Однако данное определение не охватывает весь смысл, вкладываемый в понятие «товар» новым Законом. Так, в соответствии со ст. 1 Закона о торговле действие этого законодательного акта не распространяется на отношения, связанные:

— с осуществлением продажи товаров физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, внешнеторговой деятельности и валютно-обменных операций;
— куплей-продажей ценных бумаг и недвижимости;
— оказанием коммунальных услуг;
— деятельностью ломбардов;
— объектами интеллектуальной собственности.

А для целей применения Закона объектом рекламирования могут признаваться и любая недвижимость, ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности и т.д. Другими словами, для целей рекламы под товарами следует понимать любое имущество, подлежащее реализации.

В свою очередь, продукцией законодательство Республики Беларусь в некоторых случаях считает не только совокупность произведенных предприятием готовых изделий, но и выполненные им работы (оказанные услуги).

Новый Закон вместо термина «юридическое лицо», определение которому имеется в ГК, предусматривает в качестве объекта рекламирования организацию. Следует отметить, что термин «организация» несколько шире и включает в себя в том числе и лиц, которые в соответствии с законодательством не признаются юридическими. Как и прежде, объектом рекламирования могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации любой формы собственности.

С другой стороны примененное в новом Законе понятие «гражданин» имеет более узкое значение, нежели термин «физическое лицо», в связи с чем не совсем понятно, с какой целью законодатель произвел эту замену, ведь объектом рекламирования могут выступать не только граждане (Беларуси и иных государств), но и лица без гражданства. В то же время можно согласится, что в законодательстве Республики Беларусь терминам «гражданин» и «физическое лицо», как правило, придается одинаковое значение.
 

Критерии рекламы 

Огромное значение для определения рекламы имеет то обстоятельство, что информация об объекте рекламирования должна распространяться. Только в этом случае можно говорить, что реклама имеет место. Обычная информация, которая не распространяется, не является и не может быть рекламой.

В Законе, как и прежде, установлено, что информация об объекте рекламирования распространяется в любой форме с помощью любых средств. Традиционно эта часть определения рекламы вызывает немало вопросов.

Информация об объекте рекламирования может распространяться как в письменной, так и в устной форме, в средствах массовой информации (СМИ) и без их помощи (например, путем раздачи листовок, расклейки объявлений и т.п.). Кроме того, информация об объекте рекламирования может распространяться не только в письменной или устной форме, но и другими способами. Например, довольно часто для рекламы используются изображения реализуемых товаров, а иногда и сами товары, которые могут не просто выставляться для обозрения, но и распространяться среди граждан и организаций.

В случае, когда предметы, с помощью которых распространяется информация об объекте рекламирования, попадают в собственность физических лиц, возникают вопросы по поводу того, насколько дорогой может быть реклама. По мнению автора, стоимость таких предметов может быть любой и не ограничивается какими-либо рамками. Хотя, конечно, принципа «разумности» никто не отменял: если вы в качестве образцов товаров будете раздавать новые автомобили, проблемы с контролирующими органами вам можно гарантировать.

Еще одним критерием рекламы является то, что информация об объекте рекламирования должна быть предназначена для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы). Ошибки в этой части определения рекламы также довольно распространены.

Например, то обстоятельство, что информация предназначена для неопределенного круга лиц, вовсе не означает, что ее получателями не могут быть совершенно «определенные» граждане или организации. В большинстве случаев, когда реклама распространяется с использованием какого-либо имущества в качестве носителя (газеты, листовки, буклета или иного материального носителя, в том числе и самого товара), получателем этого имущества выступает вполне конкретное лицо. Но из этого нельзя сделать вывод, что информация была изначально предназначена для определенного круга лиц.

Здесь важно обратить внимание на то, что Закон предусматривает в качестве условия отнесения информации к рекламной не факт ее получения какими-то неопределенными лицами, а предназначение данной информации для неопределенного круга лиц. В связи с этим распространение информации среди круга лиц, которые определяются каким-либо общим признаком, вполне может быть признано рекламой. Типичным примером является реклама услуг по ремонту автомобилей определенной марки. В данном случае листовки с предложением таких услуг, конечно же, наиболее разумно распространять именно среди владельцев этой конкретной марки автомобилей, хотя и их распространение среди любых иных лиц также будет рассматриваться как реклама.

И наконец, последний критерий, определяющий рекламу, состоит в том, что информация об объекте рекламирования должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке. По мнению автора, новая редакция указанного критерия несколько несовершенна и допускает различные толкования. Напомним, старый Закон в определении рекламы предусматривает, что рекламная информация призвана формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров.

На наш взгляд, с учетом расширения перечня объектов рекламирования определение рекламы следовало изменить и дополнить, но несколько иным образом. Так, однозначно можно согласится с тем, что рекламная информация должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и способствовать реализации или (как указано в новом Законе) продвижению на рынке этих объектов. В то же время не совсем ясно, в каких случаях может быть применен союз «или», употребленный в новом определении рекламы: довольно сложно представить себе ситуацию, когда рекламная информация направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке, но не способствует привлечению интереса к нему.


искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР