Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 20/2007

Реклама в Законе: попытка номер два

 

КУДРЯВЦЕВА Елена,
юрист

 

Ох уж эта реклама — она отнимает не только бесчисленные минуты просмотра, прослушивания, прочтения. Она бесцеремонно вторгается в самое интересное и расхищает ценнейшую часть человеческого бытия — наше свободное время, портит нервы и подзуживает зарабатывать-тратиться на всякие «супер-пуперы», влекущие излишки веса, мусора и сомнительных удовольствий. И сколько б нам ни внушали, что за счет рекламы оплачена половина тиража или эфира, на самом деле за все платим мы — приобретатели разрекламированных товаров. Ведь все рекламные расходы спрятаны в цене, а не безвозмездно пожертвованы рекламодателями.

Видимо, поэтому простые люди так ненавидят рекламу, а правительства всех стран пытаются минимизировать ее настолько, насколько позволяет вездесущий Мамона. Вот и в Беларуси увидел свет новый Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон, новый Закон), с введением в действие которого с 22 ноября 2007 г. утратит силу одноименный Закон Республики Беларусьот 18.02.1997 № 19-З (далее — действующий Закон). 

Закон и иные средства воздействия 

Новый Закон, хоть и стал в два раза объемнее своего предшественника, не претендует на исчерпывающее регулирование соответствующих правоотношений. Во-первых, его нельзя применять:

— к рекламе за пределами Беларуси;
— информации, распространяемой в политических целях (преимущественно при агитации во время выборов (отзывов) и референдумов);
— сведениям, распространяемым по требованию законодательства (кроме контррекламы);
— случаям, для которых международными договорами установлены иные, чем в Законе, правила.

Во-вторых, сверх и помимо Закона должны применяться нормативные акты Президента, Правительства, Министерства торговли, Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства образования Республики Беларусь, местных властей и других государственных органов.

Следует обратить особое внимание на ключевую роль Министерства торговли в качестве основного «регулировщика» и «контролера» рекламной деятельности. Местные исполкомы на подведомственной им территории занимаются практически тем же, чем Министерство торговли по республике в целом. Вот только признавать рекламу недобросовестной они не вправе. Зато непосредственно осуществляют прекращение ненадлежащей рекламы, в том числе демонтируют наружную рекламу и выносят предписания рекламораспространителям.

В-третьих, практически вся ответственность за нарушение рекламного законодательства распределена между актами гражданского, административного и уголовного права.

В-четвертых, реклама полностью или частично защищена еще и авторским правом (смежными правами): и рекламодатель, и рекламопроизводитель обязаны документально подтверждать законность использования объектов авторского (смежного) права. 

Определение рекламы и ее основные разновидности 

Мы долго и безуспешно искали вразумительное определение понятия «реклама» в современных словарях-энциклопедиях. Но даже латинский глагол (он переводится как «выкрикивать»), от которого французские буржуа произвели существительное «реклама», наши «толковники» воспроизводят по-разному.

Случайно подвернулся лаконичный словарик позапрошлого века. И нам понравилось: «Реклама — нарочитое выпячивание». Думается, именно так представляют себе рекламу и наши читатели. Однако легальное (правомерное) ее определение приведено в Законе: «Реклама — информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке».

Ничего не скажешь — веско! Под такое определение легко подвести «любой демонстративный чих», и никто не выскользнет из-под десницы Закона. Но реклама рекламе рознь, поэтому в Законе есть и другие, не менее глубокие определения разновидностей рекламы. Чтобы не обременять читателя, скажем вкратце об их сущности. Итак, различают:

социальную рекламу, преследующую некие некоммерческие и благородные (общественные, государственные) интересы (например, здравоохранение, профилактику правонарушений, охрану природы, развитие культуры). Ее рекламодатели — исключительно государственные органы;
контррекламу, т.е. опровержение ненадлежащей рекламы по решению государственного органа;
наружную рекламу, размещенную снаружи (вне) зданий (сооружений) с использованием специальных технических средств (кроме транспорта);
ненадлежащую рекламу. Она женедобросовестная + недостоверная + неэтичная + скрытая + по-иному нарушающая законодательство. Одним словом, «неправомерная».

Кроме того, следует знать, что рекламная деятельность — это проектирование и производство рекламы и оказание услуг по ее размещению (распространению), а рекламная игра — групповая или массовая игра с призами от организатора в целях стимулирования сбыта. Проведение рекламных игр регулируется актами Президента, а не Законом.  

Объект и субъекты рекламы 

Объектом рекламы может стать практически все что угодно, и в первую очередь:

— товары (включая продукцию, работы и услуги);
— лица (организации или граждане);
— охраняемые законом права, интересы и обязанности;
— средства индивидуализации лиц и товаров, включая фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания;
— результаты интеллектуальной деятельности;
— явления и мероприятия, в том числе конкурсы, лотереи и т.п.

Вокруг этого многообразного объекта и выстраивают свои отношения субъекты рекламных правоотношений. А на главных ролях:

рекламодатель — лицо, рекламирующее нечто свое или определяющее содержание рекламы;
рекламопроизводитель — лицо, полностью или частично изготовляющее рекламу;
рекламораспространитель — лицо, размещающее (распространяющее) рекламу путем предоставления (использования) необходимых средств;
потребители рекламы — неопределенный круг лиц, которым предназначается реклама.

Полномочия названных лиц обширны, ведь они должны своими действиями обеспечить непосредственную реализацию весьма конкретных и многочисленных норм рекламного законодательства. Однако об этом вся наша публикация, а здесь назовем самые общие обязанности:

— рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны хранить рекламные материалы (кроме размещаемых в Интернете) в течение 6 месяцев со дня последнего размещения (распространения, исполнения работ) и по требованию Министерства торговли (местного исполкома) в 7-дневный срок предоставлять информацию, необходимую для функционирования данных госорганов. Истребованные копии хранятся те же 6 месяцев;
— если для размещения (распространения) рекламы требуется наличие подтверждающего полномочия документа, то правообладатель (рекламодатель, рекламопроизводитель) обязан вручить копию и показать оригинал своему контрагенту (рекламопроизводителю или рекламораспространителю). Исключение — реклама в Интернете.  

Своя рука — владыка 

В рекламном бизнесе успехи «импортозамещения» бесспорны, поскольку реклама белорусских товаров и наружная реклама «отданы на откуп» белорусским организациям и гражданам (иностранцы к изготовлению такой рекламы допускаются только при их упоминании в специальных законодательных актах). Причем факт привлечения к рекламированию именно соотечественников должен подтверждаться документально.

Не менее приоритетны и государственные языки (белорусский и русский), ибо реклама на территории Беларуси должна излагаться только на этих языках, кроме:

— рекламы в чисто иноязычных СМИ;
— зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания;
— общепринятых иностранных терминов (обозначений), вошедших в обиход и не имеющих отечественных аналогов;
— приглашений на работу (учебу) лиц, свободно владеющих иностранными языками;
— одновременного размещения идентичных по содержанию и техническому оформлению текстов на иностранном и государственном языке.  

С открытым забралом 

По Закону любой участник рекламного бизнеса обязан «открыть личико» и подтвердить свои правомочия на размещение соответствующей рекламы. Так, необходимо иметь в наличии:

— свидетельство о государственной регистрации (для упоминаемого в рекламе юридического лица) или документ, подтверждающий регистрацию, например легализованную выписку из торгового регистра, ее эквивалент (для иностранных структур);
— свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для рекламирования предпринимательской деятельности граждан);
— лицензию (для рекламы лицензируемой деятельности);
— статистическую отчетность (бухгалтерский баланс) за предшествующий период, заверенную аудитором (при указании в рекламе сведений об эффективности (доходности) рекламируемой деятельности);
— документ об оценке соответствия требованиям технического нормирования и стандартизации (при упоминании товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия);
— документ о согласовании (разрешении) (для рекламы, возможной лишь с согласия (разрешения) государственных органов).

Естественно, наличия указанных документов недостаточно. Нужно еще надлежащим образом проинформировать о них потребителей, для чего в рекламе должны указываться:

— наименование (имя) рекламодателя, его учетный номер плательщика (для предпринимательской деятельности). Иностранные структуры (лица) и лица без гражданства, не имеющие этого номера, указывают свое место нахождения (жительства) — страну и населенный пункт. Впрочем, на рекламу на телевидении, радио и в Интернете эти требования не распространяются («интернетчики» должны ссылаться на сайт с указанными сведениями о рекламодателе);
— регистрационный номер лицензии, дата принятия решения о ее выдаче, срок действия и наименование выдавшего органа (организации) (для лицензируемой деятельности). В отношении рекламы на радио и в Интернете установлены исключения, аналогичные вышеуказанным;
— номер свидетельства о государственной регистрации лотереи или правил проведения игры, дата решения о его выдаче и наименование выдавшего органа (для лотерей или рекламных игр, кроме рекламы на радио и наружной рекламы).

Обязательную к размещению информацию и рекламные сноски следует выполнять четкими буквами и цветом, контрастирующим с фоном. Размер шрифта сносок должен составлять не менее половины уточняемого текста.


СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
 
искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Журнал «Налоговый вестник»

НВ_24_Q275x370.jpg

Мы на ФБ


В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР