Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 20/2007

Реклама в Законе: попытка номер два

 

КУДРЯВЦЕВА Елена,
юрист

 

Ох уж эта реклама — она отнимает не только бесчисленные минуты просмотра, прослушивания, прочтения. Она бесцеремонно вторгается в самое интересное и расхищает ценнейшую часть человеческого бытия — наше свободное время, портит нервы и подзуживает зарабатывать-тратиться на всякие «супер-пуперы», влекущие излишки веса, мусора и сомнительных удовольствий. И сколько б нам ни внушали, что за счет рекламы оплачена половина тиража или эфира, на самом деле за все платим мы — приобретатели разрекламированных товаров. Ведь все рекламные расходы спрятаны в цене, а не безвозмездно пожертвованы рекламодателями.

Видимо, поэтому простые люди так ненавидят рекламу, а правительства всех стран пытаются минимизировать ее настолько, насколько позволяет вездесущий Мамона. Вот и в Беларуси увидел свет новый Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон, новый Закон), с введением в действие которого с 22 ноября 2007 г. утратит силу одноименный Закон Республики Беларусьот 18.02.1997 № 19-З (далее — действующий Закон). 

Закон и иные средства воздействия 

Новый Закон, хоть и стал в два раза объемнее своего предшественника, не претендует на исчерпывающее регулирование соответствующих правоотношений. Во-первых, его нельзя применять:

— к рекламе за пределами Беларуси;
— информации, распространяемой в политических целях (преимущественно при агитации во время выборов (отзывов) и референдумов);
— сведениям, распространяемым по требованию законодательства (кроме контррекламы);
— случаям, для которых международными договорами установлены иные, чем в Законе, правила.

Во-вторых, сверх и помимо Закона должны применяться нормативные акты Президента, Правительства, Министерства торговли, Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства образования Республики Беларусь, местных властей и других государственных органов.

Следует обратить особое внимание на ключевую роль Министерства торговли в качестве основного «регулировщика» и «контролера» рекламной деятельности. Местные исполкомы на подведомственной им территории занимаются практически тем же, чем Министерство торговли по республике в целом. Вот только признавать рекламу недобросовестной они не вправе. Зато непосредственно осуществляют прекращение ненадлежащей рекламы, в том числе демонтируют наружную рекламу и выносят предписания рекламораспространителям.

В-третьих, практически вся ответственность за нарушение рекламного законодательства распределена между актами гражданского, административного и уголовного права.

В-четвертых, реклама полностью или частично защищена еще и авторским правом (смежными правами): и рекламодатель, и рекламопроизводитель обязаны документально подтверждать законность использования объектов авторского (смежного) права. 

Определение рекламы и ее основные разновидности 

Мы долго и безуспешно искали вразумительное определение понятия «реклама» в современных словарях-энциклопедиях. Но даже латинский глагол (он переводится как «выкрикивать»), от которого французские буржуа произвели существительное «реклама», наши «толковники» воспроизводят по-разному.

Случайно подвернулся лаконичный словарик позапрошлого века. И нам понравилось: «Реклама — нарочитое выпячивание». Думается, именно так представляют себе рекламу и наши читатели. Однако легальное (правомерное) ее определение приведено в Законе: «Реклама — информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке».

Ничего не скажешь — веско! Под такое определение легко подвести «любой демонстративный чих», и никто не выскользнет из-под десницы Закона. Но реклама рекламе рознь, поэтому в Законе есть и другие, не менее глубокие определения разновидностей рекламы. Чтобы не обременять читателя, скажем вкратце об их сущности. Итак, различают:

социальную рекламу, преследующую некие некоммерческие и благородные (общественные, государственные) интересы (например, здравоохранение, профилактику правонарушений, охрану природы, развитие культуры). Ее рекламодатели — исключительно государственные органы;
контррекламу, т.е. опровержение ненадлежащей рекламы по решению государственного органа;
наружную рекламу, размещенную снаружи (вне) зданий (сооружений) с использованием специальных технических средств (кроме транспорта);
ненадлежащую рекламу. Она женедобросовестная + недостоверная + неэтичная + скрытая + по-иному нарушающая законодательство. Одним словом, «неправомерная».

Кроме того, следует знать, что рекламная деятельность — это проектирование и производство рекламы и оказание услуг по ее размещению (распространению), а рекламная игра — групповая или массовая игра с призами от организатора в целях стимулирования сбыта. Проведение рекламных игр регулируется актами Президента, а не Законом.  

Объект и субъекты рекламы 

Объектом рекламы может стать практически все что угодно, и в первую очередь:

— товары (включая продукцию, работы и услуги);
— лица (организации или граждане);
— охраняемые законом права, интересы и обязанности;
— средства индивидуализации лиц и товаров, включая фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания;
— результаты интеллектуальной деятельности;
— явления и мероприятия, в том числе конкурсы, лотереи и т.п.

Вокруг этого многообразного объекта и выстраивают свои отношения субъекты рекламных правоотношений. А на главных ролях:

рекламодатель — лицо, рекламирующее нечто свое или определяющее содержание рекламы;
рекламопроизводитель — лицо, полностью или частично изготовляющее рекламу;
рекламораспространитель — лицо, размещающее (распространяющее) рекламу путем предоставления (использования) необходимых средств;
потребители рекламы — неопределенный круг лиц, которым предназначается реклама.

Полномочия названных лиц обширны, ведь они должны своими действиями обеспечить непосредственную реализацию весьма конкретных и многочисленных норм рекламного законодательства. Однако об этом вся наша публикация, а здесь назовем самые общие обязанности:

— рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны хранить рекламные материалы (кроме размещаемых в Интернете) в течение 6 месяцев со дня последнего размещения (распространения, исполнения работ) и по требованию Министерства торговли (местного исполкома) в 7-дневный срок предоставлять информацию, необходимую для функционирования данных госорганов. Истребованные копии хранятся те же 6 месяцев;
— если для размещения (распространения) рекламы требуется наличие подтверждающего полномочия документа, то правообладатель (рекламодатель, рекламопроизводитель) обязан вручить копию и показать оригинал своему контрагенту (рекламопроизводителю или рекламораспространителю). Исключение — реклама в Интернете.  

Своя рука — владыка 

В рекламном бизнесе успехи «импортозамещения» бесспорны, поскольку реклама белорусских товаров и наружная реклама «отданы на откуп» белорусским организациям и гражданам (иностранцы к изготовлению такой рекламы допускаются только при их упоминании в специальных законодательных актах). Причем факт привлечения к рекламированию именно соотечественников должен подтверждаться документально.

Не менее приоритетны и государственные языки (белорусский и русский), ибо реклама на территории Беларуси должна излагаться только на этих языках, кроме:

— рекламы в чисто иноязычных СМИ;
— зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания;
— общепринятых иностранных терминов (обозначений), вошедших в обиход и не имеющих отечественных аналогов;
— приглашений на работу (учебу) лиц, свободно владеющих иностранными языками;
— одновременного размещения идентичных по содержанию и техническому оформлению текстов на иностранном и государственном языке.  

С открытым забралом 

По Закону любой участник рекламного бизнеса обязан «открыть личико» и подтвердить свои правомочия на размещение соответствующей рекламы. Так, необходимо иметь в наличии:

— свидетельство о государственной регистрации (для упоминаемого в рекламе юридического лица) или документ, подтверждающий регистрацию, например легализованную выписку из торгового регистра, ее эквивалент (для иностранных структур);
— свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для рекламирования предпринимательской деятельности граждан);
— лицензию (для рекламы лицензируемой деятельности);
— статистическую отчетность (бухгалтерский баланс) за предшествующий период, заверенную аудитором (при указании в рекламе сведений об эффективности (доходности) рекламируемой деятельности);
— документ об оценке соответствия требованиям технического нормирования и стандартизации (при упоминании товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия);
— документ о согласовании (разрешении) (для рекламы, возможной лишь с согласия (разрешения) государственных органов).

Естественно, наличия указанных документов недостаточно. Нужно еще надлежащим образом проинформировать о них потребителей, для чего в рекламе должны указываться:

— наименование (имя) рекламодателя, его учетный номер плательщика (для предпринимательской деятельности). Иностранные структуры (лица) и лица без гражданства, не имеющие этого номера, указывают свое место нахождения (жительства) — страну и населенный пункт. Впрочем, на рекламу на телевидении, радио и в Интернете эти требования не распространяются («интернетчики» должны ссылаться на сайт с указанными сведениями о рекламодателе);
— регистрационный номер лицензии, дата принятия решения о ее выдаче, срок действия и наименование выдавшего органа (организации) (для лицензируемой деятельности). В отношении рекламы на радио и в Интернете установлены исключения, аналогичные вышеуказанным;
— номер свидетельства о государственной регистрации лотереи или правил проведения игры, дата решения о его выдаче и наименование выдавшего органа (для лотерей или рекламных игр, кроме рекламы на радио и наружной рекламы).

Обязательную к размещению информацию и рекламные сноски следует выполнять четкими буквами и цветом, контрастирующим с фоном. Размер шрифта сносок должен составлять не менее половины уточняемого текста.


искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР