Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 19/2007

Новые Правила наличного денежного обращения

 

РУБЛЕВ Иван,
юрист
 

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь юридические лица независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Расчеты по своим обязательствам производятся ими, как правило, в безналичном порядке через банки.

Однако в отдельных случаях (для оплаты труда работников и лиц, привлеченных по гражданско-правовым договорам, закупки материалов и других товарно-материальных ценностей для хозяйственных нужд и т.д.) организуется наличное денежное обращение, регламентируемое строгими правилами, за нарушение которых законодательством установлены достаточно серьезные меры ответственности. Именно поэтому вопросы организации и учета движения наличных денежных средств являются чрезвычайно важными для всех субъектов хозяйствования.

Организация наличного денежного обращения в нашей стране базируется на следующих основных принципах.

1. Соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе (или, говоря проще, лимита остатка кассы), который устанавливается обслуживающим банком в зависимости от конкретных условий работы субъекта хозяйствования.
2. Соблюдение порядка и сроков сдачи наличных денег.
3. Ограничение на использование наличной выручки.
4. Ограничение на выдачу наличных денег.
5. Соблюдение предельного размера расчетов наличными деньгами между субъектами хозяйствования.

Перемены, которые произошли за последнее время в сфере регулирования наличного денежного обращения, потребовали корректировки Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.10.2002 № 213 (по состоянию на 29.12.2006) (далее — Правила № 213). Она была проведена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.08.2007 № 166, утвердившим новые Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь (далее — Правила № 166), вступившие в силу с 20 сентября 2007 г.

Рассмотрим измененный порядок наличного денежного обращения в Республике Беларусь, обратив особое внимание на наиболее важные нововведения.
 

Общие положения и используемая терминология 

Значительная часть изменений, внесенных в Правила № 213, связана с приведением используемой в этом документе терминологии к современным требованиям и уточнением некоторых понятий.

Так, по всему тексту комментируемого нормативного акта термин «банк» заменен на «обслуживающий банк», под которым понимается банк, осуществляющий расчетное и кассовое обслуживание юридических лиц, подразделений, предпринимателей и частных нотариусов (учитывая профессиональный состав наших читателей, частных нотариусов мы далее упоминать не будем). При этом в Правилах № 166 дано и уточненное определение понятия «предприниматели» — это индивидуальные предприниматели, открывшие в соответствии с законодательством текущие (расчетные) банковские счета и осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь (в ранее действовавшем документе о территории, на которой осуществляется деятельность предпринимателей, ничего не говорилось).

Напомним, что в Правилах № 213 использовался обобщенный термин «предприятия», под которым понимались республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления и иные юридические лица. Следует отметить, что сегодня данное понятие практически не применяется при разработке законодательной базы, поэтому в Правилах № 166 вы теперь никаких «предприятий» не найдете — только юридические лица.

В Правилах № 213 употреблялся термин «обособленные подразделения», к которым относились филиалы, представительства и другие подразделения предприятия, правовой статус которых определялся утвержденным последним положением, с правом открытия соответствующих банковских счетов. Комментируемый документ использует более широкое понятие «подразделения», включающее в себя все (!) подразделения юридического лица, в том числе и обособленные (филиалы, представительства), а также их подразделения. Другими словами, теперь не важно, имеет подразделение юридического лица свой текущий (расчетный) или иной счет в банке (т.е. является обособленным с точки зрения, например, Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь) либо не имеет. В контексте Правил № 166 оно считается полноправным субъектом наличного денежного обращения.

В комментируемый нормативный акт введены новые для Правил № 213 определения: «касса» и «оплата труда». Под кассой в целях Правил № 166 понимается помещение или место осуществления расчетов наличными деньгами, а также приема, выдачи, хранения наличных денег, ценностей, кассовых документов. А оплатой труда являются выплаты, входящие в состав фонда заработной платы в соответствии с Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 17.09.2001 № 80 (по состоянию на 28.06.2006) (далее — Постановление № 80), а также выплаты алиментов.  

В Правилах № 166 уточнено еще несколько ключевых для сферы наличного денежного обращения понятий.

Под выручкой понимаются все наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса, за исключением наличных денег, полученных по чеку в обслуживающем банке (в Правилах № 213 несколько расплывчато говорилось — полученных со счета в банке), и возврата наличных денег, ранее выданных на командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, предпринимателями, и на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы.

Лимитом остатка кассы теперь считается предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе юридического лица, подразделения (предпринимателя — в случае установления ему лимита остатка кассы) (ранее в данном определении упоминались только кассы предприятий, хотя лимит остатка кассы устанавливался и для их обособленных подразделений, а в случаях выражения такого желания — и предпринимателям) по состоянию на конец рабочего дня.

Уполномоченные лица согласно Правилам № 166 — это агенты, распространители, инспекторы, продавцы мелкорозничной (павильоны, киоски, палатки, передвижные средства развозной и разносной торговли) сети и другие материально ответственные лица, осуществляющие деятельность от имени юридического лица, предпринимателя. В Правилах № 213 отдельного определения понятия «уполномоченные лица» не давалось, хотя в некоторых нормах данного нормативного акта этот термин раскрывался аналогичным образом, правда, без упоминания об осуществлении деятельности «от имени…».

Кроме того, виды торговых объектов, относящихся к мелкорозничной торговой сети, в Правилах № 166 не полностью совпадают с упоминаемыми в ранее действовавшем документе: в их перечень включены павильоны, зато он стал «закрытым» и из него исчезли летние кафе. Не раскрывается теперь в комментируемом документе и используемое в нем понятие «передвижные средства развозной и разносной торговли».
 

Лимит остатка кассы 

В п. 4 Правил № 166 уточнено, что обслуживающий банк по согласованию с исполнительным (или иным) органом управления (далее — руководитель) юридического лица, обособленного подразделения или предпринимателем ежегодно (как правило, в течение I квартала) устанавливает порядок и сроки сдачи наличных денег, порядок использования наличных денег из выручки юридическим лицам, подразделениям и предпринимателям, а также лимит остатка кассы юридическим лицам и подразделениям. Для этого руководитель должен подать в обслуживающий банк заявку по форме согласно приложению 1 к Правилам № 166 (далее — заявка).

Ранее в аналогичном п. 4 Правил № 213 (как и во многих других нормах этого документа) подразделения (в том числе — обособленные) не упоминались, хотя порядок (и сроки) сдачи наличных денег, использования наличных денег из выручки и лимит остатка кассы устанавливался и для них, только в соответствии с другим положением данного нормативного акта (п. 12), что вносило определенную путаницу.

В дальнейшем выделение слова «подразделения» в тексте данной статьи будет означать, что в аналогичной норме Правил № 213 о них не упоминалось.

Как и ранее, лимит остатка кассы не устанавливается юридическим лицам и подразделениям с круглосуточным режимом работы, предпринимателям, а также религиозным и некоторым другим организациям. Вся выручка (за исключением остатка фактической потребности в разменных наличных деньгах, но не более 5 базовых величин в расчете на одно рабочее место кассира) сдается в кассу этих юридических лиц, подразделений, предпринимателям либо в банк, эксплуатационным предприятиям Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (далее — предприятия связи) в порядке и сроки, установленные обслуживающим банком (п. 5 Правил № 166).

Кстати, обслуживающие банки не вправе отказать, если перечисленные субъекты, освобожденные от вышеуказанной обязанности, по собственной инициативе обратятся к ним за установлением лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки, а также размера расходования наличных денег из выручки. Однако после того как все эти правила и показатели установлены (вне зависимости от того, произошло это согласно законодательству, или клиент «сам напросился»), они становятся обязательными для соблюдения в течение срока, установленного в решении обслуживающего банка.

Согласно п. 9 Правил № 166 лимит остатка кассы устанавливается на конец рабочего дня юридических лиц и подразделений с учетом особенностей их деятельности, режима работы, порядка и сроков сдачи выручки в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий и дивидендов).

Размер лимит остатка кассы может быть определен различными способами: либо в пределах среднедневного прихода, либо среднедневного расхода, либо среднедневного прихода и среднедневного расхода наличных денег. При этом не учитывается сумма выручки, поступившей от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оплаченных в безналичном порядке (форма безналичных расчетов при этом значения не имеет). Какой из вариантов определения лимита остатка кассывыбрать, решает руководитель банка с учетом специфики работы клиента.

В общем случае (п. 9 Правил № 166) для юридических лиц и подразделений устанавливается следующие лимиты остатка кассы:

— для имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или предприятиям связи ежедневно в конце рабочего дня — в размерах, необходимых для обеспечения работы юридического лица, подразделения с начала следующего рабочего дня;
— имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или предприятиям связи в течение рабочего дня либо не ежедневно — в зависимости от установленных порядка, сроков сдачи и суммы выручки;
— не имеющих выручки — в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов);
— не имеющих иных кассовых оборотов, кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, — исходя из целесообразности по усмотрению руководителя обслуживающего банка;
— вновь созданных или планирующих рост поступлений выручки, увеличение расхода наличных денег — исходя из прогнозируемых ими данных с последующим пересмотром по фактически сложившимся оборотам за 1—3 месяца работы.

В виде исключения и учитывая особенности деятельности и желание юридического лица или подразделения, руководитель обслуживающего банка может «войти в его положение» и установить лимит остатка кассы в размерах, превышающих указанные нормы. Однако подобное ходатайство должно быть обоснованным, а принятие соответствующего решения, как и прежде, полностью зависит от воли (а может быть, — и от настроения) этого руководителя.

Что касается подразделений, то согласно п. 12 Правил № 166 лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, порядок использования наличных денег из выручки, поступившей в кассу, устанавливаются на основании представленной заявки:

— для обособленных подразделений — обслуживающим банком по согласованию с руководителем обособленного подразделения отдельно обособленному подразделению и каждому его подразделению (в Правилах № 213 выделенное уточнение отсутствовало). Затем приказом руководителя обособленного подразделения необходимая информация должна быть доведена до каждого из подразделений (ранее данного указания не было);

— подразделениям юридического лица, не являющимся обособленными подразделениями, и сдающим выручку непосредственно с зачислением на текущий (расчетный) банковский счет юридического лица (минуя кассу юридического лица) либо непосредственно в кассу юридического лица, — обслуживающим банком отдельно юридическому лицу и каждому его подразделению. Юридическое лицо доводит необходимую информацию каждому из своих подразделений приказом своего руководителя. Как и в случае с обособленными подразделениями, выделенные уточнения ранее отсутствовали, а вместо термина «касса юридического лица» использовалось несколько устаревшее понятие «центральная касса предприятия».

Юридическим лицам и подразделениям, имеющим в своем составе уполномоченных лиц, обслуживающий банк устанавливает общий лимит остатка кассы с учетом уполномоченных лиц.

Остальные нормы, регламентирующие применение лимита остатка кассы (в частности, связанные с пересмотром его размера), в Правилах № 166 не изменились.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР