Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 07/2014

••• Договоры в сфере торговли



Сергей ОВСЕЙКО
экономист


Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее — Закон № 128-З), вступающий в силу с 22.07.2014, вносит много нового в правовое регулирование данной сферы. В том числе это относится и к договорам, используемым в ней. До принятия Закона № 128-З законодательством достаточно жестко регламентировалась сфера розничной торговли: ст. 462–475 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 07.04.2004 № 384, и др. Теперь под императивные нормы законодательства подпадут и другие виды торговой деятельности, прежде всего оптовая торговля.

Основным правилом при заключении договоров является правомочие субъектов торговли1 самостоятельно определять «условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг, если иное не установлено ст. 12 и 26 Закона № 128-З, иными законодательными актами Респуб­лики Беларусь» (п. 3.6 ст. 10 Закона № 128-З).

Договоры поставки. Сразу оговоримся, что большинство ог­раничений, установленных ст. 12 и 26 Закона № 128-З, относится к оптовой торговле продовольственными товарами. Этому есть три основные причины:

1) продовольственные товары занимают в конечном итоге в объеме розничного товарооборота ведущее место, не говоря уже о количестве покупок;

2) население наиболее чувствительно к условиям реализации именно продовольственных товаров;

3) ввиду короткого срока реализации большинства из них изменение условий способно причинить существенные убытки одной из сторон.

Прежде всего вводится требование к прозрачности в отношениях между субъектом торговли (общественного питания) и поставщиком продовольственных товаров2. Причем требование это устанавливается в отношении как поставщиков, так и субъектов торговли, если последние осуществляют розничную торговлю посредством организации торговой сети3 или крупного магазина4. Оно относится к доступу к информации об условиях отбора контрагента и другой информации, направленной на защиту конкуренции и необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет или путем представления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Далее ограничивается выбор договорной модели в отношении между сторонами, который в оптовом звене сводится лишь к договору поставки5. Согласно п. 2.3 ст. 26 Закона № 128-З названным сторонам запрещается заключать между собой договор комиссии, договор поручения или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, предметом которых является поставка продовольственных товаров, за исключением заключения указанных договоров между субъектами торговли, входящими в одну торговую сеть. Подобное ограничение освобождает оптовых поставщиков от рис­ка нереализации производственных товаров, перенося их на субъектов торговли розничной сети.

Запрещены и другие договорные модели, направленные на те же цели. Согласно п. 3 ст. 26 Закона № 128-З субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, запрещается совершать действия, направленные на понуждение поставщика продовольственных товаров, к заключению договора, предметом которого является приобретение последним нереализованных продовольственных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек, а также включать в договоры, преду­сматривающие поставки продовольственных товаров, условие о возврате ему таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.

В качестве безоговорочного правила декларируется свободное (договорное) ценообразование в оптовом звене6 (п. 3 ст. 12 Закона № 128-З). В договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, не допускается установление сторонами:

1) запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение сторонами указанного запрета7. Напомним, что п. 1 ст. 359 ГК допускает установление запрета на уступку требования в договорах, из которых оно вытекает;

2) требования о внесении поставщиком продовольственных товаров платы за право поставок этих товаров в функционирующие или создаваемые торговые объекты, объекты общественного питания, а также за изменение ассортимента этих товаров. Отбор поставщиков может производиться на конкурсной основе (в том числе и через торги), но взимать плату за такое право категорически запрещается;

3) обязательства поставщика продовольственных товаров возмещать:

— убытки в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на эти товары к субъекту торговли, субъекту общественного питания, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика продовольственных товаров. Согласно ст. 212 и п. 1 ст. 429 ГК риск случайной гибели товара, как правило, несет его собственник, причем переход такого риска происходит с момента, когда в соответствии с законодательством или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю;

— затраты, не связанные с исполнением договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, и последующей продажей конкретной партии этих товаров при осуществлении розничной торговли. Речь идет, как и в случае п. 2.3 ст. 26 Закона № 128-З, в частности, о коммерческих рисках (нереализации товара), которые запрещается перекладывать с организации торговли на поставщика;

4) обязательства субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекта общественного питания, осуще­ствляющего общественное питание посредством организации сети общественного питания, оказывать поставщику продовольственных товаров услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение этих товаров. Статья 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» определяет рекламодателя как организацию или гражданина, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы. При этом он не детализирует, кто — розничный продавец либо оптовый поставщик — несет факультативную обязанность по рекламированию. Пробел восполняет данная статья Закона, возлагающая соответствующие коммерческие расходы на оптовика (как правило, производителя либо дилера, дистрибьютора и т.п. посредника). Впрочем, они могут быть переложены и на розничную торговую организацию, но уже на основании отдельных и добровольно заключаемых договоров возмездного оказания соответствующих услуг8 или иных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки продовольственных товаров, и за отдельную плату.

С другой стороны, не допускается установление сторонами в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, иных гражданско-правовых договорах вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в том числе разгрузки транспорта, приемки продовольственных товаров по количеству и качеству, перемещения к месту хранения, подготовки продовольственных товаров к продаже, фасовки, выкладки продовольственных товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажи продовольственных товаров и обслуживания покупателей.

Часто договоры, заключаемые между оптовой и розничной торговой организацией, предусматривают отсрочку оплаты, что позволяет последним эффективнее использовать собственные оборотные средства. Для таких ситуаций п. 7 ст. 12 Закона № 128-З предусматривает следующие правила:

— продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания;

— продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания;

— продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен свыше 30 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания9.

Другие условия договора поставки определяются ст. 476–494 ГК, Положением о поставках товаров в Республику Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444, и др.

Смысл всех указанных выше ограничений и запретов состоит в установлении прозрачности заключаемых в оптовой торговле договоров и переходу к исключительно ценовой конкуренции между торговыми организациями. В свою очередь, последнее имеет целью снижение (предотвращение роста) розничных цен на продовольственные товары.

С первой тесно связана и вторая группа мер, ярко выраженного антимонопольного характера. Так, согласно п. 2.2 ст. 26 Закона № 128-З субъектам торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, запрещается понуждать контрагента заключать договор с условиями:

— о запрете на заключение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на аналогичных или иных условиях;

— о представлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем контрагенту сведений о заключаемых дого­ворах с другими юридическими лицами, индивидуальными пред­принимателями, осуществляющими аналогичную деятельность;

— о снижении поставщиком продовольственных товаров цены этих товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к цене этих товаров не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами торговли, субъектами общественного питания, осущест­вляющими продажу аналогичных продовольственных товаров.

Запрещается также понуждать контрагента заключать договор с иными условиями, если они содержат схожие признаки указанных выше условий, а также противоречат требованиям антимонопольного законодательства. В частности, речь идет о ст. 13 и 14 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (вступает в силу с 01.07.2014).

В соответствии с положениями ст. 34 Закона № 128-З гражданско-правовые договоры, содержащие условия, не соответствующие его требованиям, подлежат приведению в соответствие с ним в течение 3 месяцев после вступления в силу указанного Закона. До такого приведения гражданско-правовые договоры действуют в части, не противоречащей ему.

Аренда и другие договоры. Важный запрет содержится в п. 4 ст. 26 Закона № 128-З, согласно которому субъект (субъекты) торговли, осуществляющий (осуществляющие) розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов (за исключением юридических лиц системы потребительской кооперации), доля которого (которых) в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах города Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему (им) торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает 20%, не вправе приобретать, арендовать в этих границах дополнительную торговую площадь для осуществления этим субъектом (этими субъектами) розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади. Нарушение данного запрета влечет ничтожность сделки.

В соответствии со ст. 16 и 17 Закона № 128-З для опосредования отношений по использованию площадей торговых центров и рынков должны заключаться договоры аренды или иные договоры, содержащие элементы договора аренды (смешанный договор), либо договоры безвозмездного пользования помещениями или их частями для размещения розничных торговых объектов и иных объектов. Режим работы на торговых местах на рынках устанавливается в таких договорах (п. 1 ст. 20 ­Закона № 128-З).

Создание фирменных магазинов, фирменных секций осуще­ствляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями товаров (далее —
товаропроизводитель), либо субъектами торговли, получившими право продажи товаров конкретного товаропроизводителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого товаропроизводителя, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (п. 1 ст. 18 Закона № 128-З).

Договор франчайзинга упоминается также в ст. 27 Закона № 128-З, согласно которой государственным органам, иным юридическим лицам запрещается устанавливать в договорах, предусматривающих передачу прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора франчайзинга, условия, которые могут иметь своим результатом координирование экономической деятельности субъектов торговли, субъектов общественного питания.


1 Субъект торговли — юридическое лицо, ИП, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь (с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров).

2 Поставщик товаров — юридическое лицо, ИП, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для их использования в предпринимательской деятельности.

3 Торговая сеть — два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

4 Крупный магазин — собирательное понятие, включающее:

а) магазин шаговой доступности — магазин, в котором реализуется универсальный ассортимент товаров, либо специализированный магазин (80% и более товаров относятся к одной группе товаров), в которых реализуются товары регулярного или частого спроса (товары повседневного спроса), расположенные в районе жилой застройки, с торговой площадью 300 кв.м и менее;

б) магазинов современного формата — магазин самообслуживания, в котором реализуются товары разнообразного назначения (применения), оказываются услуги населению, с торговой площадью 400 кв.м и более.

в) магазинов с торговой площадью 3 000 кв.м и более.

5 В самом Законе № 128-З это прямо не сказано, данный вывод носит логический характер. Согласно ст. 476 ГК по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Можно сравнить с определением «оптовой торговли» — вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (п. 16 ст. 1 Закона № 128-З).

Иногда договору поставки приписываются и иные характеристики, 
в частности несовпадение во времени момента заключения договора и поставки (п. 3 Положения о поставках товаров в Республику Беларусь, утвержден­ного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444). Но, на наш взгляд, даже если договор, заключаемый в сфере оптовой торговли, не содержит всех признаков договора поставки, он сохраняет родовую принадлежность к договорам купли-продажи.

6 В настоящее время согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь «О цено­образовании» (далее — Указ № 72), а также Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» регулируемые цены (тарифы) в Беларуси применяются на: 1) товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр; 2) отдельные социально значимые товары (работы, услуги), согласно Перечню товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Правительством Беларуси, государственными органами (организациями), утвержденный Указом № 72.

7 Комментируемый Закон № 128-З учитывает опыт зарубежных стран в регулировании торговой деятельности. В частности, аналогичные правила (ничтожность запрета цессии) установлены Коммерческим кодексом Франции (ст. L422-6(II)). Вообще для этого Кодекса характерно регулирование торговли больше применительно к свободе цен и конкуренции. Исключение составляет правовая регламентация таких видов торговли, как ликвидационная и складская продажа, распродажа, торговля через фирменные магазины (ст. L310-1–L310-4).

8 См.: ст. 29-1 Закона Республики Беларусь «О рекламе».

9 Для социально значимых товаров Совет Министров Республики Беларусь вправе устанавливать иные сроки. Перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 17.01.2014 № 35.



искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР