Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 03/2014

••• Общие положения



Учетная политика — это совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (ст. 1 Закона 2014).

Определение учетной политики в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (действовал до 01.01.2014 г., далее — Закон 1994) было следующим: учетная политика — это совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией.

Как видим, ранее говорилось об учетной политике как о совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета. С 2014 г. учетная политика совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета.

Статьей 11 Закона 2014 предусмотрено, что в обязанности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст.7 Закона 2014, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, входят:

— формирование учетной политики организации;

— постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

— составление и своевременное представление отчетности организации;

— иные обязанности в области бухгалтерского учета и отчетности.

Пунктом 2 ст. 7 Закона 2014 предусмотрено, что руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п. 3 ст. 8 Закона 2014. Данными требованиями установлено, что на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка Республики Беларусь) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

— наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;

— отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Пунктом 2 ст.7 Закона 2014 установлено, что руководитель организации обязан:

— организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия;

— обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в части соблюдения порядка оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции.

Согласно п. 10, 12 ст. 8 Закона 2014 главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Требования главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.

Требования организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в пределах их компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации, которой оказываются услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

В случаях возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером, организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций, их оформления первичными учетными документами и отражения в бухгалтерском учете документы по этим хозяйственным операциям должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером, организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по письменному распоряжению руководителя организации. В таких случаях руководитель организации единолично несет ответственность за совершение этих хозяйственных операций, их оформление первичными учетными документами и отражение в бухгалтерском учете.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона 2014 организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.

Учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных Законом 2014 (п. 2 ст. 9 Закона 2014).

Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.

Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.

Принцип обособленности означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации.

Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.

Принцип соответствия доходов и расходов означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).

Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.

Принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов — занижена.

Принцип нейтральности означает отсутствие ориентации содержащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата.

Принцип полноты означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации.

Принцип понятности заключается в доступности для понимания пользователями содержащейся в отчетности организации информации.

Принцип сопоставимости означает возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций.

Принцип уместности означает полезность содержащейся в отчетности организации информации для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации (ст. 3 Закона 2014).

Оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляются организацией на белорусском или русском языке.

Как показывает практика, у многих организаций учетная политика не содержит всех предусмотренных законодательством разделов.

Учетная политика организации включает (п. 4 ст. 9 Закона 2014):

● применяемые организацией виды учетной оценки.

Учетная оценка — стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (ст. 1 Закона 2014).

Согласно ст. 12 Закона 2014 учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь.

Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:

— первоначальная стоимость — стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;

— приведенная (дисконтированная) стоимость — текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;

— переоцененная стоимость — стоимость актива или обязательства после их переоценки;

— другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.

Порядок применения видов учетной оценки устанавливается законодательством Республики Беларусь;

● план счетов бухгалтерского учета организации.

План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета (ст. 1 Закона 2014).

Типовой план счетов бухгалтерского учета утвержден постановлением Министерством финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50.

На основе типового плана счетов руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (далее — рабочий план счетов).

Для бухгалтерского учета хозяйственных операций организация по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов.

Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.

Ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (п. 3 Инструкции № 50);

● разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов.

Первичный учетный документ — документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета (ст. 1 Закона 2014).

Согласно ст. 10 Закона 2014 каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:

— наименование документа, дату его составления;

— наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

— содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

— должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне. Иные формы первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.

Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.

Также при применении первичных учетных документов следует учитывать нормы Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (в период его действия);

● применяемую организацией форму бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета — порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи (ст. 1 Закона 2014).

Форма бухгалтерского учета может быть автоматизированной, журнально-ордерной учета с ручной обработкой данных, и др.

Согласно ст. 11 Закона 2014 учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных ст. 11 Закона 2014.

Регистры бухгалтерского учета должны содержать следующие сведения:

— наименование регистра;

— наименование организации;

— даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

— хронологическую и (или) систематическую группировку хозяйственных операций;

— оценку хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

— должности лиц, ответственных за ведение регистра, их фамилии, инициалы и подписи;

● порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Статьей 13 Закона 2014 предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

— при реорганизации или ликвидации организации;

— перед составлением годовой отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

— при возникновении чрезвычайных ситуаций;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.

На данный момент действует Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерством финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180). Однако, вероятно, что в 2014 г. порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета претерпит изменения;

● иные способы организации и ведения бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона 2014).

Иные способы организации и ведения бухгалтерского учета устанавливаются белорусским законодательством.

При этом, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п. 5 ст. 9 Закона 2014).

Согласно ст. 1 Закона 2014 профессиональное суждение — точка зрения и действие главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона 2014, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности.

До 2014 г. учетная политика организации включала в себя (ст. 6 Закона 1994):

— описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета;

— план счетов бухгалтерского учета;

— применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных в соответствии с настоящим Законом типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации;

— применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;

— регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Сравнивая составляющие учетной политики согласно Закону 2014, и действовавшему до 01.01.2014 г. Закону 1994 можно отметить, что до 01.01.2014 г. учетная политика должна была содержать регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. В Законе 2014 такого требования нет, в тоже время регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета целесообразно предусмотреть в «иных способах организации и ведения бухгалтерского учета». Такой подход будет соответствовать определению учетной политики как о совокупности способов организации и ведения бухгалтерского учета.

Закон 2014 обязывает предусматривать в учетной политике порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. В Законе 1994 такого требования не было.

Остальные составляющие учетной политики, предусмотренные Законом 2014, так или иначе необходимо было предусматривать и до 2014 г.

Пунктом 6 ст. 9 Закона 2014 г. предусмотрено, что учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных частью первой п. 7 ст. 9 Закона 2014.

Частью первой п. 7 ст. 9 Закона 2014 предусмотрено, что изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:

— изменения законодательства Республики Беларусь;

— изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;

— принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.

Законом 1994 было предусмотрено, что изменения в учетной политике организации могли иметь место в случаях:

— изменения законодательства Республики Беларусь;

— изменения условий деятельности;

— реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации.

Согласно Закону 2014 изменения в учетную политику организации в случае изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации, вносятся с начала отчетного года.

Изменения в учетную политику организации вносятся в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

Согласно п. 8 ст. 9 Закона 2014, изменения в учетной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждены руководителем организации.

Учетной политикой должны быть утверждены применяемые организацией самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности, если в формы бухгалтерской отчетности, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111 (далее — Постановление № 111), введены дополнительные показатели по указанию пользователей этой отчетности. Возможность введения дополнительных строк и граф в формы бухгалтерской отчетности определена п. 8 Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной Постановлением № 111 (далее — Инструкция № 111). В данном случае также следует учитывать возможное изменение законодательства по данному вопросу.



искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР