Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 18/2007

Регулирование цен монополистов

 

ЕРОХОВА Вера,
начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка
и республиканских органов государственного управления
Министерства юстиции Республики Беларусь 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О ценообразовании» (далее — Закон) в отношении товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательства, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси и включенных в Государственный реестр (далее — доминирующие субъекты), осуществляется государственное регулирование ценообразования путем установления:

— фиксированных цен (тарифов);
— предельных цен (тарифов);
— предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
— предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
— порядка определения и применения цен (тарифов);
— декларирования цен (тарифов).

Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 (по состоянию на 11.05.2007) (далее — Указ № 285) утвержден Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, наделивший Министерство экономики правом утверждать цены (тарифы), надбавки и скидки на товары (работы, услуги) доминирующих субъектов. В то же время практика ценообразования в системе доминирующих субъектов пошла по пути использования предельных уровней рентабельности для производимых и реализуемых ими товаров (работ, услуг).

В частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2003 № 273 «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках» (далее — Постановление № 273), установлены следующие уровни рентабельности в процентах к себестоимости при производстве товаров (работ, услуг):

— лесозаготовительных организаций, топливных брикетов — 40%;
— металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих организаций, организаций химической, нефтехимической, промышленности строительных материалов, других отраслей — 25%;
— организаций легкой промышленности — 35%;
— хлеба, хлебобулочных изделий, муки, детского питания — 15%;
— молока и молочных товаров — 15%;
— мяса и мясных товаров — 10%;
— пищевой соли— 40%;
— издательской деятельности — 30%;
— лекарственных средств и изделий медицинского назначения — 25%.

Перечисленные предельные уровни рентабельности не применяются к товарам (работам, услугам), цены (тарифы) на которые регулируются в соответствии с законодательством; на новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения и нового высокоэффективного производства, созданного специально для выпуска этих товаров, в течение 3 лет со дня постановки их на производство; на товары (работы, услуги), производимые организациями, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период; на новые товары (работы, услуги) в течение года со дня постановки их на серийное производство. Таким образом, доминирующие субъекты самостоятельно рассчитывают уровень цен на производимые ими товары (работы, услуги), соблюдая названные ограничения.

До настоящего времени Министерство экономики влияло на этот процесс при регистрации деклараций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся доминирующими на соответствующих товарных рынках, а также через изменение предельных уровней рентабельности с учетом складывающихся условий деятельности, места нахождения юридического лица и места реализации товара (работы, услуги). В то же время, используя названные рычаги воздействия, указанное ведомство столкнулось с фактом отсутствия нормативной базы в этой области: например, отсутствовал конкретный перечень документов, представляемых такими организациями для обоснования уровня цен (тарифов) в орган антимонопольной и ценовой политики; не были установлены сроки их рассмотрения. Немаловажное значение для контроля за ценообразованием в сфере деятельности монополий придается также выполнению параметров инфляционных процессов, которые заложены в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2007 год, утвержденных постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 26.01.2007 № 96/1.

Учитывая эти и иные задачи, была принята Инструкция о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121 (далее — Инструкция).

При определении сферы применения данного нормативного акта было учтено постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 29.01.2003 № 38 «О делегировании функций регулирования деятельности субъектов естественных монополий областным (Минскому горисполкому) исполнительным комитетам», в соответствии с которым передача и распределение электрической и тепловой энергии, централизованное водоснабжение и водоотведение (в том числе и вопросы ценообразования в данной сфере) полностью находятся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов. В связи с этим правила, предусмотренные Инструкцией по формированию цен и тарифов субъектами естественных монополий, включенных в Государственный реестр естественных монополий и осуществляющих производство (реализацию) товаров на товарных рынках областей и г. Минска, полностью распространяются не только на структурные подразделения Министерства экономики, отвечающие за вопросы ценообразования доминирующих субъектов и субъектов естественных монополий, но и на областные и Минский городской исполнительные комитеты (далее — органы государственного управления).

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР