Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 22/2013

••• Учет суммовых разниц



Виталий Раковец,
Аудитор ООО «АудитИнком»



Учет суммовых разниц — достаточно простая операция. Тем не менее и при ее отражении в бухгалтерском учете могут возникнуть некоторые вопросы. Рассмотрим это на ­конкретном примере.

Ситуация

В результате хозяйственной деятельности в 2013 году при расчетах с контрагентами у организации образуются так называемые «суммовые разницы». Данные разницы ­возникают при приобретении за белорусские рубли в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной ­валюте, основных средств по договорам купли-продажи, получении основных средств в лизинг, а также при строительстве объек­тов (организация выступает в качестве заказчика).

Куда следует относить «суммовые разницы» в бухгалтерском учете организации?

Рассмотрим данную ситуацию детально.

Приобретение по договорам купли-продажи. Согласно п. 15 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102), в состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на сч. 91 «Прочие доходы и расходы», включаются среди прочего, разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства, за исключением случаев, установленных законодательством.

Нормами Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26), не предусмотрено включать «суммовые разницы» в стоимость объектов основных средств, следовательно, при приобретении основных средств по договорам купли-продажи они отно­сятся на сч. 91 «Прочие доходы и расходы»:

ДЕБЕТ (КРЕДИТ) 91 «Прочие доходы и расходы»

КРЕДИТ (ДЕБЕТ) 60 «Расчеты с пос­тавщиками и подрядчиками» и др.

Строительство объектов. Порядок формирования в бухгалтерском учете заказчика в строительной деятельности стоимости объекта строительства (далее — объект) при возведении, рес­таврации, реконструкции (далее, если не установлено иное, — строительство) посредством отражения затрат на возведение, реставрацию, реконструкцию в бухгалтерском учете организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансо­вых организаций, бюджетных организаций) устанавливает Инструкция о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Министесртва архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10 (далее — Инструкция № 10).

Пунктами 4–5 Инструкции № 10 установлено, что затраты, понесенные заказчиком, застройщиком при строительстве, в бухгалтерском учете подразделяются на затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, и затраты, не увеличивающие стоимость объекта учета.

Затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, подразделяются на затраты, предусматриваемые и не предусматриваемые сводным сметным расчетом стоимости строительства (далее — сводный сметный расчет).

К затратам, предусматриваемым сводным сметным расчетом, относятся затраты, включаемые в установленном порядке в сводный сметный расчет.

К затратам, не предусматриваемым сводным сметным расчетом, относятся затраты, не включаемые в сводный сметный расчет. К ним относятся в том числе разницы в белорусских рублях, возникающие до даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию, при расчетах по обязательствам, за приобретаемые товары, работы, услуги, непосредственно связанные со строительством, оплата которых осуществляется в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах.

Таким образом, такие затраты, как «суммовые разницы», воз­никающие до даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию, при расчетах по обязательствам, за приобретаемые товары, работы, услуги, непосредственно связанные со строительством, оплата которых осуществляется в белорусских руб­лях в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах отражаются:

ДЕБЕТ (КРЕДИТ) 08 «Вложения в долгосрочные активы»

КРЕДИТ (ДЕБЕТ) 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

По мнению автора, поскольку Инструкция № 10 относит к затратам, не предусматриваемым сводным сметным ­расчетом, разницы в белорусских рублях, при этом не конкретизируя, положительные это разницы или отрицательные, то отрицатель­ные разницы также относятся на сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» (в кредит этого счета).

Получение основных средств в лизинг. Согласно п. 15 Инструкции о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2004 № 75, лизингополучателем суммовые разницы, возникающие при погашении кредиторской задолженности по договору лизинга, отражаются:

— по лизинговым платежам в части контрактной стоимости, если договором лизинга предусмотрен выкуп предмета лизинга, по дебету сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» в корреспонденции с кредитом сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до ввода предмета лизинга в эксплуатацию и дебету сч. 01 «Основные средства» субсч. «Присоединенная стоимость предмета лизинга» в корреспонденции с кредитом сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» после ввода предмета лизинга в эксплуатацию в конце отчетного квартала и (или) года;

— по лизинговым платежам, если договором лизинга выкуп предмета лизинга не предусмотрен, по дебету сч. 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию» в корреспонденции с кредитом сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

— по лизинговым платежам при выкупе предмета лизинга в собственность по дебету сч. 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поскольку Инструкция № 75 является действующим нормативным правовым актом, а Инструкция № 102 предусматривает, что разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства, включаются в состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на сч. 91 «Прочие доходы и расходы», за исключением случаев, установленных законодательством, по мнению автора, «суммовые разницы» у лизингополучателя, описанные в Инструкции № 75, должны учитываться в порядке, предусмотренном Инструкцией № 75.



искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР