Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 16/2007

Валютный контроль: совершенству нет предела!
 

РУБЛЕВ Иван,
юрист

 

Вопросам контроля за внешнеторговыми операциями и валютного контроля в нашей стране всегда уделялось особое внимание. И хотя белорусская экономика за последнее время несомненно укрепилась, отказываться от таких «рычагов управления» пока еще рановато. Определенные изменения в этой сфере происходят постоянно (чаще в сторону ослабления контроля, но иногда и в сторону его ужесточения), доказательством чему может служить недавно принятое постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 14.06.2007 № 125 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Республики Беларусь» (далее — Постановление № 125), вступившее в силу с 3 августа 2007 г.

Данным нормативным актом внесены дополнения и изменения в Инструкцию по выполнению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.06.2006 № 89 (далее — Инструкция № 89) и в Инструкцию по осуществлению банками контроля внешнеторговых операций, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.09.2004 № 151 (по состоянию на 27.06.2006).

Проанализируем наиболее важные изменения, которые произошли в сфере валютного контроля, с принятием Постановления № 125. 

Общие положения 

В первую очередь отметим, что для упрощения восприятия положений Инструкции № 89 по всему тексту данного нормативного акта вместо понятий «резиденты Республики Беларусь», «нерезиденты Республики Беларусь» и «валютный рынок Республики Беларусь» теперь используются термины «резиденты», «нерезиденты» и «валютный рынок».

Ранее в п. 2 Инструкции № 89 для определения понятия «субъекты валютных операций» применялась отсылочная норма, в соответствии с которой этот термин следовало использовать в значении, определенном в п. 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (по состоянию на 17.01.2007) (далее — Правила № 72). Теперь оно практически дословно перенесено в Инструкцию № 89.

Единственное уточнение заключается в том, что к числу субъектов валютных операций отнесены в том числе находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами филиалы и представительства юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством, с местом нахождения в Республике Беларусь. Согласно Правилам № 72 таковыми следовало считать только находящиеся за пределами Беларуси филиалы и представительства юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Беларуси (другими словами, упоминание о том, что такие филиалы и представительства обязательно должны быть созданы по правилам, установленным отечественным законодательством, исключено).

В соответствии с новой редакцией п. 4 Инструкции № 89 индивидуальные предприниматели (далее — ИП) в сфере валютного контроля приравнены к иным субъектам валютных операций, т.е. контроль за проведением ими валютных операций должен осуществляться в том же порядке. Напомним, что и до вступления в силу Постановления № 125 ИП согласно п. 5 Правил № 72 должны были проводить валютные операции в порядке, установленном для субъектов валютных операций, правда, за исключением случаев, установленных законодательством. Теперь ни о каких исключениях в Инструкции № 89 речи не идет.
 

Функции банков как агентов валютного контроля 

Определенные изменения внесены в главу 2 Инструкции № 89, в которой определены функции банков как агентов валютного контроля. От пяти основных направлений валютного контроля, установленных ранее, осталось четыре. Приостановление банками операций по счетам клиентов на суммы, по которым не представлена документация о проводимых операциях (п. 6.4 старой редакции Инструкции № 89), из перечня функций банков исключено. В то же время ст. 27 Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном контроле), определяющая в том числе и право банка приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях, не изменена, что, на наш взгляд, говорит об определенной нестыковке данных актов.. В то же время ст. 27 Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном контроле), определяющая в том числе и право банка приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях, не изменена, что, на наш взгляд, говорит об определенной нестыковке данных актов.

Итак, с 3 августа 2007 г. банки должны осуществлять валютный контроль по следующим направлениям.

1. Контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства (по сравнению со старой редакцией п. 6.1 Инструкции № 89 данная норма не изменилась). Учитывая тот факт, что в настоящее время отчетность по валютным операциям для представления в соответствующие государственные органы составляется именно банками (а контролировать самого себя вряд ли возможно), появление в Инструкции № 89 данной «мертворожденной» нормы можно объяснить только надеждами на скорое введение обязанности клиентов банков представлять собственную отчетность по проводимым валютным операциям.

2. Контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства (п. 6.2 Инструкции № 89). При выполнении данной функции банки должны осуществлять контроль:

— за обоснованностью платежей в иностранной валюте и белорусских рублях в безналичной форме в отношениях между субъектами валютных операций — резидентами и нерезидентами при проведении платежей по сделкам, предусматривающим импорт товаров, работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также передачу имущества в аренду;

— правомерностью (наличием разрешения Национального банка, возможностью проведения расчетов в соответствии с валютным законодательством) проведения расчетов в иностранной валюте, ценных бумагах в иностранной валюте и (или) платежных документах в иностранной валюте между резидентами;

— правомерностью изменения денежных обязательств, выраженных в иностранной валюте или в белорусских рублях, при проведении валютных операций;

— правомерностью внесения наличных белорусских рублей в кассу банка для зачисления (перечисления) на счета субъектов валютных операций — нерезидентов либо получения наличных белорусских рублей при снятии с таких счетов (ранее в данной норме говорилось о правомерности внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) субъектов валютных операций нерезидентов);

— правомерностью внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) всех субъектов валютных операций (в старой редакции данной нормы упоминались только счета резидентов Республики Беларусь);

— визированием паспортов сделок, оформленных субъектами валютных операций — резидентами. По нашему мнению, визирование паспортов сделок вряд ли можно считать валютной операцией. Однако обязанность банков визировать паспорта сделок установлена «самим» Указом Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (по состоянию на 01.03.2007), а следовательно, до внесения в него изменений данная норма, скорее всего, будет присутствовать и в Инструкция № 89;

— осуществлением субъектами валютных операций — резидентами авансовых платежей;

— целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами Беларуси (как юридическими лицами, так и ИП) на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;

— проведением резидентами (юридическими лицами и ИП) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством;

От контроля за соблюдением сроков проведения резидентами Республики Беларусь обязательной продажи средств в свободноконвертируемой валюте (СКВ) и российских рублях банки освобождены п. 2.3 Постановления № 125.

3. Контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям (п. 6.3 Инструкции № 89). В данную функцию банков входит контроль:

— за полнотой и своевременностью представления субъектами валютных операций — резидентами сведений о поступлении на их счета денежных средств от сделок, предусматривающих экспорт товаров, работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, передачу имущества в аренду;

— представлением резидентами при проведении ими валютных операций договоров либо иных документов (оснований), предусмотренных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств;

— представлением документов, подтверждающих обоснованность покупки резидентами (юридическими лицами и ИП) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

представлением документов, необходимых для обязательной продажи иностранной валюты (ранее данная обязанность отсутствовала);

— представлением документов, подтверждающих обоснованность непроведения обязательной продажи средств в СКВ и российских рублях резидентами (юридическими лицами и ИП);

— представлением документов, подтверждающих обоснованность платежей резидентов (юридических лиц и ИП) в пользу нерезидентов по предоставлению и возврату кредитов, займов, инвестиций, а также процентов, дивидендов и иных доходов по данным операциям;

— представлением документов, обосновывающих платежи физических лиц — резидентов в пользу юридических лиц — нерезидентов в иностранной валюте и белорусских рублях, а также в пользу юридических лиц — резидентов и ИП — резидентов в иностранной валюте;

— представлением документов, обосновывающих проведение клиентами операций неторгового характера.

4. Уведомление органов валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства Республики Беларусь (п. 6.5 Инструкции № 89).

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР