Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 07/2012

••• Теперь можно проверять факты ценового сговора и формирование цен монополистов

Добрияник Светлана

Президент Республики Беларусь 27 февраля 2012 г. подписал Указ № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» (далее — Указ № 114), который усиливает государственное антимонопольное регулирование.

Что данный нормативный акт означает на практике? Департаменту ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам предоставлено право без внятных оснований назначать внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями антимонопольного законодательства и ценовой политики.

Во время таких проверок будут пресекаться случаи ценовых сговоров, нарушения запретов и (или) ограничений в отношении реализации товаров (работ, услуг), установленных государственными органами управления, а также ценовых обоснований.

На кого направлен Указ № 114? Согласно п. 1.2 он направлен на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, то есть напрямую на монополистов. Вместе с тем в Указе № 114 есть разрешение на проведение внеплановых проверок формирования цен, что, скорее всего, коснется всех.

Несмотря на то что Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» разрешено не составлять калькуляции, мы неоднократно рекомендовали нашим подписчикам их все-таки составлять. И, как видим, не ошиблись. При наличии калькуляций предприятиям будет куда проще подтвердить обоснованность своих цен.

«Как же быть со свободным ценообразованием?» — спросите вы. Отвечаем: свободное ценообразование остается, но в рамках антимонопольного регулирования. Поэтому хотим обратить внимание наших подписчиков на правильное формирование учетной политики предприятия, в том числе формирование цен (подробнее об этом читайте в материале Николая Борисова «Формирование отпускных цен и учетная политика организации» на с. 63).

Указом № 114 также предусмотрено усиление административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Это обусловлено тем, что предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) меры ответственности и размеры штрафов на сегодняшний день уже не являются действенным механизмом по недопущению нарушений антимонопольного законодательства.

Кроме того, КоАП не содержит мер прямой ответственности за злоупотребление субъектами хозяйствования своим доминирующим положением на товарных рынках, за антиконкурентные действия должностных лиц органов управления. Он не охватывает всех форм недобросовестной конкуренции, признаваемых в установленном порядке неправомерными, не предусматривает ответственности юридических лиц за нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с этим Указом № 114 введена ответственность за совершение деяния, являющегося в соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением доминирующим положением. Это влечет наложение штрафа:

— на должностное лицо — в размере от 20 до 100 базовых величин (далее — БВ);

— на индивидуального предпринимателя — от 100 до 200 БВ;

— на юридическое лицо — до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 500 БВ.

Введена ответственность за уклонение должностного лица государственного органа, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностного лица другого юридического лица от исполнения не только предписаний, но и иных законных требований антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ).

Кроме того, установлена ответственность за совершение действий, являющихся в соответствии с антимонопольным законодательством недобросовестной конкуренцией, а также за заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно за договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию.

Размеры штрафов за нарушения
антимонопольного законодательства

Вид нарушения

Размер штрафа

на должностное лицо (БВ)

на индиви-дуального предприни-мателя (БВ)

на юридическое лицо

Злоупотребление доминирующим положением

От 20
до 100

От 10 до 200

До 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 500 БВ

Заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно договоренность осуществлять и осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию

От 20
до 100

От 10 до 200

До 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 400 БВ

Недобросовестная конкуренция

От 20
до 100

От 10 до 200

До 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 400 БВ

Уклонение от исполнения предписаний, иных законных требований антимонопольных органов должностных лиц государственных органов, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностных лиц, других юридических лиц

От 20

до 100

Ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление антимонопольным органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации

От 20
до 100


искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР