Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 14/2007

Внесены изменения в Закон «Об аудиторской деятельности»

ГАНАГО Александр,
главный редактор журнала «Налоговый вестник» 

Законом Республики Беларусь от 25.06.2007 № 240-З (далее — Закон № 240-З) внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), которые вступают в силу через 6 месяцев после его официального опубликования, т.е. с 5 января 2008 г. Рассмотрим, какие нововведения ожидают нас в данной сфере в будущем году. 

Общие положения 

Как известно, юридические лица могут объединяться в хозяйственные группы и холдинги (в том числе в банковские). И хотя подобные структуры для целей Закона юридическими лицами не являются (равно как и простые товарищества), в соответствии с законодательством Республики Беларусь они могут (а в большинстве случаев — должны) вести отдельный бухгалтерский учет и составлять свою собственную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Естественно, и то и другое необходимо проверять. Поэтому перечень субъектов хозяйствования, бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность которых может проверяться в процессе осуществления аудиторской деятельности, дополнен хозяйственными и банковскими группами, банковскими холдингами, а также простыми товариществами (участниками договора о совместной деятельности) (ст. 1 Закона).

При этом термины «банковская группа» и «банковский холдинг» имеют в новой редакции ст. 1 Закона значения, определенные частью 1 ст. 35 Банковского кодекса Республики Беларусь, а именно:

— банковская группа — это совокупность банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций, где одно из юридических лиц оказывает прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица;

— банковский холдинг — это совокупность банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций и иных юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями, где одно из юридических лиц оказывает прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица.

Как и ранее, в тот же перечень входят и «обычные» организации, их обособленные подразделения, а также индивидуальные предприниматели.

В дальнейшем все эти субъекты аудиторской деятельности мы будем называть аудируемыми лицами.

Определение понятия «достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности», выражение мнения о которой и является целью независимой проверки бухгалтерского учета и отчетности аудируемого лица, по сравнению с действующей редакцией Закона не изменилось. Под такой достоверностью, как и сейчас, понимается степень точности данных указанной отчетности, которая позволяет пользователю отчетности на ее основании делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать обоснованные решения, базирующиеся на этих выводах.

Статья 1 Закона дополнена нормой, в соответствии с которой его действие не распространяется на организацию и осуществление внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности (внутренний аудит). Другими словами, Закон будет регламентировать только проведение так называемого внешнего аудита, хотя само это понятие из данного законодательного акта исключено (сейчас оно присутствует в ст. 3).

Законом № 240-З проведено более четкое разграничение между непосредственно аудитом (т.е. независимой проверкой бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц) и сопутствующими аудиту услугами. Это во многом связано с тем, что в действующей редакции Закона в перечне подобных сопутствующих услуг имеются и такие виды услуг, которые предполагают выдачу аудиторского заключения. А его выдача в принципе невозможна без проведения аудиторской проверки, что, в свою очередь, требует наличия у проверяющего соответствующей лицензии. Ее же, как известно, могут получить только аудиторские организации и аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — аудиторы-предприниматели), в то время как сопутствующие аудиту услуги (то же составление бухгалтерской отчетности или проведение маркетинговых исследований) вполне могут оказывать и «безлицензионные» специалисты.

Итак, после вступления в силу Закона № 240-З аудиторские организации и аудиторы- предприниматели) смогут проводить аудит:

— достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. В действующей редакции Закона говорится только об аудите достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, что явно противоречит запросам реальной жизни, зачастую требующей подтверждения достоверности отчетности и за иные промежутки времени;
достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;
— правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
— целевого использования кредитов и инвестиций;
— финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
— финансового состояния эмитента ценных бумаг;
формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд (сейчас в ст. 2 Закона есть упоминание только о подтверждении происхождения денежных средств учредителей (участников) страховой (перестраховочной) организации, да к тому же оно отнесено к сопутствующим аудиту услугам);
достоверности налоговой декларации (расчета);
состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;
стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;
— иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц (в действующей норме присутствует уточнение, согласно которому аудит таких «иных показателей» может проводиться только в случаях, предусмотренных законодательством).

Выделенные шрифтом положения либо перенесены в список показателей, проверяемых во время проведения аудита, из перечня сопутствующих аудиту услуг действующей редакции Закона (некоторые — с незначительными изменениями), либо вообще в ней отсутствуют.

Что касается самого перечня услуг, сопутствующих аудиту, то, кроме «перенесенных» в аудит услуг, некоторые изменения произошли и с оставшимися их видами. С 5 января 2008 г. аудиторские организации и аудиторы-предприниматели смогут оказывать следующие «сопутствующие» услуги:

— по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества (сейчас в аналогичной норме говорится об оценке предприятий как имущественных комплексов, не упоминается и оценка иного имущества);
— постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета (в действующем Законе упоминание о налогом учете отсутствует);
— составлению деклараций о доходах и имуществе;
— анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (до вступления в силу Закона № 240-З аудиторы имеют право давать консультации только по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения);
— управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;
— информационному обслуживанию;
— автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
— оценке предпринимательских рисков;
— разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;
— проведению маркетинговых исследований;
— обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью (сейчас в данной норме присутствует уточнение, согласно которому подобное обучение должно проводиться только в порядке, установленном законодательством).

Приведенный перечень не является «закрытым», и законодательными актами в него могут быть введены и другие виды сопутствующих аудиту услуг.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР