Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 22/2011

••• Вы просили разъяснить

Ирина ЦЕВЕЛЮК,
экономист


С физическим лицом — резидентом Республики Беларусь заключен договор купли-продажи, по которому организация приобретает у него запасные части к автомобилю. Возникает ли в данном случае объект обложения подоходным налогом?

Доходы физических лиц, полученные от продажи организациям недвижимого и иного имущества, признаются объектом обложения подоходным налогом в соответствии с п. 1 ст. 153 и п. 1.5 ст. 154 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

На основании п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 175 НК при приобретении имущества у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организация становится источником выплаты дохода и признается налоговым агентом по подоходному налогу, поэтому она обязана удержать у физического лица сумму подоходного налога по ставке 12% (п. 1 ст. 173 НК). При этом налоговая база подоходного налога определяется с учетом налоговых льгот, установленных п. 1.33 ст. 163 НК.

В соответствии с постановлением хозяйственного суда Респуб­лики Беларусь в счет погашения долга организации было передано арестованное имущество должника.

В акте передачи имущества судебными исполнителями не была выделена сумма налога на добавленную стоимость (далее — НДС) в стоимости передаваемого имущества, в то время как в заключении о рыночной стоимости сумма была указана с учетом НДС.

На основании какого документа организация имеет право выделить сумму НДС и включить ее в налоговые вычеты?

В соответствии со ст. 107 НК общая сумма НДС уменьшается на установленные налоговые вычеты.

Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (п. 5 ст. 107 НК).

Вычет НДС по операциям, не предусматривающим предъявление продавцами первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке, производится на основании иных первичных учетных и расчетных документов.

Согласно письму Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 12.06.2007 № 06-11/1012 в случае оценки имущества по рыночной стоимости, в том числе с участием специалиста (эксперта), следует исходить из того, что установленная стоимость арестованного имущества включает в себя сумму НДС, расчет и выделение которой входит в обязанность должника.

Поскольку судебный исполнитель не является плательщиком НДС, предъявление налога покупателям он не производит. В связи с этим должник может указать соответствующую сумму налога в акте сверки расчетов, подписанном должником и получателем (покупателем) имущества. При этом в акте сверки должны содержаться реквизиты, установленные ст. 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухгалтерском учете) для первичных учетных документов. Предъявление суммы налога должником возможно также в любом ином первичном учетном документе, соответствующем изложенным требованиям.

Отвечает
Валерий ШАФРАНСКИЙ,
экономист

В строительной организации для учета движения строительных материалов применяются отчеты формы С-29 и С-19. Является ли обязательным их оформление в связи с введением в действие Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее — Указ № 114)?

Материальный отчет формы С-19 и отчет о расходе строительных материалов в сопоставлении с производственными нормами формы С-29 (представлены в качестве приложений 1 и 2 к Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.01.2008 № 4) в соответствии с положениями нормативных правовых актов являются регистрами бухгалтерского учета, и нормы Указа № 114 на них не распространяются.

Вместе с тем следует отметить, что ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно ее учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством, исходя из структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

Отвечают
Анна КРУПНОВА,
консультант главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита
Министерства финансов Республики Беларусь,

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»



Партнерская организация постоянно допускает незначительные ошибки при оформлении товарных и товарно-транспортных накладных. Каким образом вносятся исправления в первичные учетные документы?

Согласно п. 1.3 Указа № 114 формы первичных учетных документов, не указанных в п. 1.2 Указа № 114, могут утверждаться руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Респуб­лики Беларусь.

При этом организация, индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов, независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления в соответствии с ч. 1 п. 1.3 Указа № 114.

Согласно п. 1.4 Указа № 114 первичные учетные документы должны содержать следующие сведения:

— наименование документа, дату его составления;

— наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;

— содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);

— должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Указ № 114 не содержит каких-либо указаний в части того, каким образом исправления вносятся в первичные учетные документы. Поэтому при внесении исправлений, в том числе в первичные учетные документы, составляемые организацией самостоятельно согласно Указу № 114, необходимо руководствоваться нормами Закона о бухгалтерском учете.

Согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.

В первичных учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

При внесении исправлений в первичные учетные документы, являющиеся бланками строгой отчетности (в том числе в бланки накладных ТТН-1 и ТН-2), необходимо учитывать также нормы п. 4 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196, согласно которым реквизиты в бланках строгой отчетности должны быть написаны разборчиво и ясно. Подчистки и помарки в них не допускаются.

Исправление ошибочных записей осуществляется методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее. Исправление ошибочных записей осуществляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленных текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицом, осуществившим исправление, производится оговорка «Исправлено» с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего.

Отвечает
Игорь КИНЦАК,
директор ООО «Аудиторский центр «Эрудит»

Может ли быть оштрафовано предприятие за неверное заполнение накладной, если в ней не заполнена строка «Основание отпуска»?

В соответствии со ст. 23.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) неуказание в товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкциях и других первичных учетных документах сведений, предусмотренных законодательством, или указание в них недостоверных сведений влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 5% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 утверждена Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» (далее — Инструкция № 192).

Согласно п. 16 Инструкции № 192 в строке «Основание отпуска» ТТН-1 указываются дата и номер документа, являющегося основанием для отгрузки товара (договора, контракта, приказа, распоряжения, заявки или другого документа). Это и есть основание совершения хозяйственной операции.

Согласно ч. 1 п. 1.5 Указа № 114 не является нарушением порядка составления (оформления) первичных учетных документов, предусмотренным КоАП, неуказание (недостоверность) в них сведений, не установленных ч. 1 п. 1.4 Указа № 114. Данная часть действует до вступления в силу закона Республики Беларусь о внесении соответствующих изменений в КоАП.

Таким образом, предприятие может быть оштрафовано за неверное заполнение накладной, если в ней не заполнена строка «Основание отпуска», так как информация, подлежащая указанию в этой строке, является обязательной для заполнения согласно Указу № 114.

Отвечает
Елена МАХОТА,
экономист

Как правильно списывать с 1 октября 2011 г. неиспользованные талоны формы 20-ФС?

Талоны формы 20-ФС были утверждены п. 1 приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.1999 № 311 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации», который с 1 октября 2011 г. признан утратившим силу постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 № 37 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь». Таким образом, талоны формы 20-ФС с 1 октября 2011 г. недействительны.

Ранее постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.04.2002 № 43 «О бланках первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках» (утратило силу с 6 сентября 2011 г.) было установлено, что в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках подлежит внесению информация об изготовлении и реализации бланков первичных учетных документов, в том числе талонов формы 20-ФС.

В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89, для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с выбытием (ликвидацией, списанием и др.) принадлежащих организации активов, предназначен сч. 91 «Операционные доходы и расходы».

Стоимость остатков бланков талонов формы 20-ФС, не использованных до 1 октября 2011 г., списывается в 2011 году в состав операционных расходов. В бухгалтерском учете указанное списание отражается по дебету сч. 91 «Операционные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом сч. 10 «Материалы», одновременно по кредиту сч. 006 «Бланки строгой отчетности».

Сумма «входного» НДС в части приобретенных талонов формы 20-ФС, не принятого к вычету, отражается в бухгалтерском учете по дебету сч. 91 «Операционные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

В соответствии с п. 3.27 ст. 129 НК в состав внереализационных расходов включаются другие расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализа­цией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Согласно п. 2.6 ст. 93 НК объектами обложения НДС не признаются обороты по прочему выбытию товаров, стоимость которых в соответствии с законодательством включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, дохода, облагаемого подоходным налогом с физических лиц.

В целях налогообложения стоимость остатков бланков талонов формы 20-ФС включается в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. При списании остатков неиспользованных бланков талонов формы 20-ФС объект обложения НДС отсутствует.

Отвечает
Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Организация производит алкогольную продукцию на основании лицензии. Необходимо ли для осуществления оптовой торговли приобретенными алкогольными напитками дополнительно получить специальное разрешение на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий?

На основании Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее — Положение № 450), для осуществления:

— производства алкогольных напитков — необходимо наличие специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, с составляющей работой и услугой «производство алкогольных напитков» (п. 281 Положения № 450);

— оптовой торговли алкогольными напитками — необходимо наличие специального разрешения (лицензии) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий с составляющей работой и услугой «оптовая торговля алкогольными напитками» (п. 368 Положения № 450).

При этом не требуется получения специального разрешения (лицензии) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий производителям алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта для осуществления оптовой торговли такими продукцией и спиртом собственного производства.

Таким образом, производителям алкогольных напитков для осуществления оптовой торговли приобретенными алкогольными напитками требуется получение специального разрешения (лицензии) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий с составляющей работой и услугой «оптовая торговля алкогольными напитками».

Отвечает
Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства

Может ли лицо, осуществляющее экспорт товаров в Российскую Федерацию, предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 150 000 евро с целью получения статуса уполномоченного экономического оператора?

Согласно ст. 39 Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС) одним из условий получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 000 000 евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения.

При этом лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 000 евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 212 ТК ТС экспорт — это таможенная процедура, при которой товары вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза. Поэтому перемещение товаров в Российскую Федерацию в соответствии с нормами ТК ТС не является экспортом товаров.

И значит, лицо, осуществляющее экспорт товаров в Российскую Федерацию, не может рассматриваться как лицо, экспортирующее товары, и, следовательно, также не может претендовать на предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 000 евро.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР