Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 13/2007

Сберегаем энергоресурсы и денежные средства

Елена КАЗАКОВА,
научный редактор журнала «Налоговый вестник» 

Постановлением Совета Министров от 30.05.2007 № 701 утверждена программа мер по экономии энергоресурсов и денежных средств.

Задача по сбережению топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР) впервые была поставлена в 1996 году, когда постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13.06.1996 № 391 была утверждена Республиканская программа по энергосбережению на период до 2000 года. На протяжении всех последующих лет реализация мероприятий по переводу экономики республики на энергосберегающий путь развития считалась приоритетным направлением развития отечественного народного хозяйства.

Программа энергосбережения на 2006—2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров от 02.02.2006 № 137 (по состоянию на 28.02.2007) (далее — Республиканская программа), разработана с учетом сложившейся в республике современной социально-экономической ситуации, заключающейся вналичиивысокой энергоемкости выпускаемой продукции и недостаточной обеспеченности ТЭР (порядка 85% энергоресурсов импортируется), что приводит к в снижению конкурентоспособности белорусских товаров ввиду более высоких цен по сравнению с предприятиями Российской Федерации.

 Республиканской программой предусмотрены приоритетные направления энергосбережения, в частности, развитие системы прогрессивных норм расхода ТЭР, сертификация продукции по энергоемкости и энергопотреблению, повышение качества образования и подготовки кадров для сферы энергосбережения, ввод в действие электрогенерирующего оборудования в котельных, внедрение в производстве энергоэффективного оборудования, а также его модернизация с целью повышения эффективности работы котельных.

Следует отметить, что все перечисленные мероприятия по энергосбережению «укладываются» в нормы налогового законодательства. Так, в отношении расходов капитального характера Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» (далее — Закон) предусматривает льготный порядок налогообложения. На основании ст. 5 Закона организации, направляющие прибыль, оставшуюся после налогообложения, например, на приобретение и строительство энергоэффективного оборудования, его реконструкцию, расширение и техническое перевооружение (в том числе — на модернизацию), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы фактически понесенных затрат.

Что касается затрат некапитального характера, понесенных организациями в рамках выполнения Республиканской программы, то с учетом положений ст. 3 Закона такие затраты включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли.

Так, отнесение расходов по сертификации продукции по энергоемкости и энергопотреблению к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, предусмотрено п. 4-2.22 ст. 3 Закона.

Расходы, связанные с повышением квалификации работников сферы энергосбережения, обеспечивающим углубление их профессиональных знаний по соответствующим уровням полученного ранее основного образования, относятся к затратам на оплату труда, учитываемым при налогообложении прибыли, на основании п. 3.11. ст. 3 Закона при наличии договоров, заключаемых с учреждениями (подразделениями), обеспечивающими подготовку, повышение квалификации и переподготовку работников, состоящих в штате организации. Закон также предусматривает отнесение расходов организации на обучение кадров по договорам, заключенным с учреждениями, обеспечивающими получение высшего, среднего и профессионально-технического образования (п. 4-2.11 ст. 3 Закона) (в пределах норм, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 398, а именно, в размере не более 2% затрат на оплату труда работников этих организаций).

Что касается включения стоимости ТЭР в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, то необходимо обратить внимание на соответствующие ограничения, установленные Законом. Согласно п. 7.8 ст. 3 Закона (в редакции, действовавшей с 1 января 2004 г.) при определении облагаемой налогом прибыли в составе затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) не учитываются стоимость ТЭР, израсходованных сверх норм или лимитов, разработанных и утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а с 1 января 2005 г. в составе затрат не учитывалась стоимость ТЭР, израсходованных сверх лимитов, доводимых до организаций в установленном порядке.

Данные меры имели своей целью снижение себестоимости выпускаемой продукции, поскольку стоимость ТЭР, израсходованных сверх установленных лимитов, может быть списана только за счет собственных источников организаций. Таким образом, перед субъектами хозяйствования была поставлена задача учета количества потребления всех видов ТЭР с учетом разработанных норм и утвержденных лимитов.

Согласно нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), регулирующим отношения по энергоснабжению, теплоснабжению, снабжению газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и т.п., поставка абоненту (потребителю) ТЭР энергоснабжающей организацией осуществляется на основании договора энергоснабжения при наличии у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства.

Вопросы порядка разработки и применения норм расходов ТЭР находятся в компетенции Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь (далее —Комэнергоэффективности). В соответствии с Положением о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденным постановлением Комэнергоэффективности от 19.11.2002 № 9 (далее — Положение № 9), разработка ТЭР осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно или с привлечением специализированных организаций*. При нормировании ТЭР учитываются, в том числе отраслевые (ведомственные) методики. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, не выпускающих продукцию (не выполняющих работы и не оказывающих услуги по производству продукции), к нормам расхода приравниваются предельные уровни потребления ТЭР, т.е. максимально допустимое их потребление. 

* При отсутствии в штатном расписании организации соответствующих специалистов расходы по оплате услуг специализированных организаций по разработке норм расхода ТЭР могут быть учтены в составе затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, на основании п. 4-2.29 ст. 3 Закона.  

Нормы расхода ТЭР для организаций и индивидуальных предпринимателей ежегодно утверждаются соответствующими (по принадлежности) республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами. Для иных организаций и индивидуальных предпринимателей нормы расхода ТЭР утверждаются Комэнергоэффективности (областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием ТЭР).

На основании ст. 516 ГК с согласия энергоснабжающей организации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации, через присоединенную сеть другому лицу (субабоненту).

В соответствии с п. 39 Положения № 9 организации и индивидуальные предприниматели, сдающие здания или помещения в аренду (арендодатели), производят расчет норм расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию помещений и горячее водоснабжение по каждому зданию и по каждому арендатору. Представление норм расхода ТЭР для арендаторов в Комэнергоэффективности (областные, Минское городское управление по надзору за рациональным использованием ТЭР) осуществляет арендодатель, однако это должно быть отражено в договоре между арендодателем и арендатором.

Вместе с тем, как уже указывалось выше, с 1 января 2005 г. наличие норм расхода ТЭР для целей налогообложения не учитывается, поскольку согласно Закону в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) включается стоимость ТЭР, израсходованных в пределах лимитов, доводимых до организаций в установленном порядке.

В то же время согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2004 № 697 «О подготовке народного хозяйства республики к работе в осенне-зимний период 2004—2005 года» газо- и энергоснабжающие организации при заключении договоров с потребителями природного газа, электрической и тепловой энергии предусматривают объемы отпуска им энергетических ресурсов только на основании утвержденных в установленном порядке норм расхода этих энергоресурсов на производство единицы продукции (работ, услуг) или предельных уровней потребления. С учетом этого газо- и энергоснабжающие организации согласно заключаемым договорам доводят до потребителей природного газа, электрической и тепловой энергии соответствующие объемы отпуска энергии, определяемые в договорах как лимиты.

Лимиты утверждаются на основании разработанных норм потребления на единицу производимой продукции, а при отсутствии производства — специальных расчетов-обоснований.

Таким образом, наличие именно таких лимитов и является необходимым условием для определения стоимости израсходованных ТЭР, относимой в соответствии с законодательством в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Поскольку нормы расхода ТЭР для арендаторов в Комэнергоэффективности (областные, Минское городское управление по надзору за рациональным использованием ТЭР) представляются арендодателем, то основанием для расчетов стоимости ТЭР, учитываемых при налогообложении, могут быть лимиты, доведенные до арендаторов (организаций-субабонентов) арендодателем. Распределение лимитов расходования ТЭР между арендаторами следует производить в пределах общего лимита пропорционально удельному весу норм расхода ТЭР каждого отдельного арендатора в общем показателе норм расхода ТЭР по всему зданию (помещениям).

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР
При выполнении скрипта возникла ошибка. Включить расширенный вывод ошибок можно в файле настроек .settings.php