Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 05/2011

••• Привлечение к административной ответственности: изменения в законодательстве

Яна ГЛИНСКАЯ,
аудитор



С 12 января 2011 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 30.11.2010 № 198-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Респуб­лики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон № 198-З). Необходимо признать, что в большей степени изменения направлены на послабления административных взысканий, а также касаются правил применения административной ответственности, установленных Общей частью Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Общие правила привлечения к административной ответственности. Впервые предусмотрено, что в отношении юридических лиц может быть применено такое административное взыскание, как предупреждение (ч. 2 ст. 6.2 и ст. 6.4 КоАП). Данная мера административного взыскания (предупреждения) применяется к юридическим лицам за совершение административных таможенных правонарушений, правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.

Кроме того, внесены изменения в общие правила применения такой меры взыскания, как штраф (ст. 6.5 КоАП). Во-первых, установлено, что его размер определяется только в белорусских рублях. Во-вторых, с 500 до 200 базовых величин (далее — БВ) снижен максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления. В-третьих, снижен и максимальный предел штрафа за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов. Штраф в указанной области не может превышать пятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

Также внесены изменения в порядок наложения административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений, установленный ст. 7.4 КоАП. Так, в ч. 1 ст. 7.4 КоАП уточнено, что при совершении двух или более административных правонарушений, образующих совокупность, основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности.

Кроме того, установлено, что при наложении взыскания за совершение нескольких правонарушений, образующих повторность, взыскание налагается в пределах санкции статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное правонарушение.

В случае, когда длящееся правонарушение было прекращено до его обнаружения, административное взыскание за совершение такого правонарушения может быть наложено не позднее двух месяцев со дня его прекращения (п. 2 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).

Законом № 198-З ст. 8.6 КоАП изложена в новой редакции, согласно которой физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психическим расстройством (заболеванием) или иным заболеванием, препятствующим исполнению наложенного административного взыскания, может быть освобождено органом, вынесшим постановление о наложении административного взыскания, от административного взыскания или назначенное административное взыскание может быть заменено на более мягкое только по ходатайству органа, исполняющего указанное постановление.

Внешнеторговая деятельность. Специальным составом административных взысканий в отношении лизинговых операций дополнена административная ответственность за превышение сроков проведения внешнеторговых операций. Предусмотрено, что необеспечение лизингодателем при исполнении договора международного лизинга своевременных поступлений лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга лизингополучателю — нерезиденту Республики Беларусь, поступления предмета лизинга на территорию Беларуси (в случае его возврата либо завершения указанного договора иным предусмотренным законодательством для международного лизинга способом в сроки, установленные законодательными актами) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 2% не полученных (не поступивших) в установленный срок лизинговых платежей, а также средств от продажи предмета лизинга, стоимости не поступившего в установленный срок предмета лизинга (за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств либо стоимости предмета лизинга) (ч. 2 ст. 11.37 КоАП).

Протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 11.37 КоАП вправе составлять уполномоченные должностные лица налоговых органов и органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются, соответственно, налоговыми органами и органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь согласно Процессуально исполнительному кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).

Законом № 198-З изложены в новой редакции ст. 11.43 и 11.44 КоАП. Составы административных правонарушений, касающиеся наличия и представления статистической декларации или периодической статистической декларации, перенесены из ст. 11.43 КоАП и объединены в ст. 11.44 КоАП. Размер штрафа за такие нарушения предусмотрен в БВ, а не в размере стои­мости экспортированных (импортированных) товаров. Значительно снизился размер штрафа за проведение внешнеторговой операции без наличия в предусмотренных законодательством случаях лицензии или других разрешительных документов либо неисполнение обязанности по регистрации сделки. Теперь он налагается в размере до 20% стоимости объекта правонарушения (ранее — до 100% стоимости).

Незаконные финансовые операции. Внесен ряд изменений в статьи об административной ответственности за совершение незаконных финансовых операций.

Во-первых, снижен размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо за осуществление финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконные финансовые операции), если в этих действиях нет состава преступления и за исключением незаконных финансовых операций, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП. Если ранее этот штраф составлял двукратный размер сумм таких операций, то теперь он применяется в размере до 100% от сумм таких операций (ст. 11.53 КоАП).

Во-вторых, в примечании к этой статье уточнен термин «финансовая операция», который имеет значение, определенное законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

Торговая посредническая деятельность. Некоторые послабления в части снижения размеров штрафа, введенные Законом № 198-З, затронули административную ответственность за нарушения порядка торговой посреднической деятельности.

Нарушение продавцом (поставщиком) и (или) покупателем установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности теперь влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10% суммы договора (ч. 2 ст. 12.9 КоАП).

Снижен размер штрафа за иные нарушения порядка осуществления торговой посреднической деятельности, который сейчас применяется в размере до 20 БВ. Ранее его предельная величина составляла 30 БВ (ч. 7 ст. 12.9 КоАП).

Исключена ранее определенная ч. 5 ст. 12.9 КоАП административная ответственность за нарушение установленного порядка отнесения на себестои­мость товара, произведенного на территории Республики Беларусь, расходов на его приобретение у нерезидента.

Обращение нефтяного жидкого топлива. Внесены уточнения в применение такого вида административного взыскания, как конфискация, налагаемого за перевозку по территории Беларуси более 100 л нефтяного жидкого топлива сверх количества, находящегося в серийно установленных организацией-изготовителем топливных баках транспортных средств, используемых для его перевозки (ч. 3 и 4 ст. 12.30 КоАП). Установлено, что конфискации подлежит только топливо, превышающее количество, перевозка которого допускается по территории Беларуси.

Такое уточнение имеет принципиальное значение, поскольку судебная практика сложилась неоднозначная.

Например, виновным лицом осуществлялась перевозка 120 л нефтяного жидкого топлива сверх количества, находящегося в серийно установленном организацией-изготовителем топливном баке транспортного средства, используемого для его перевозки. При проведении проверки было арестовано и изъято общее количество перевозимого топлива — 120 л, тогда как 100 л из них перевозились вполне законно. Если виновное лицо в административном процессе заявляло о возврате этих 100 л арестованного и изъятого у него при проведении проверки топлива, то зачастую его ходатайство подлежало удовлетворению. Если же такое ходатайство заявлено не было, конфискация топлива применялась в полном объеме.

Кроме того, Законом № 198­З ст. 12.30 КоАП дополнена ч. 6, предусматривающей наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ за приобретение, хранение, использование или реализацию физическими лицами окрашенного нефтяного жидкого топлива, поставляемого в установленном порядке в организации, выполняющие работы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции. Предусмотрено, что административная ответственность за данные правонарушения применяется только в случае, если в этих деяниях нет состава преступления, который влечет применение уголовной ответственности, а также за исключением совершения нарушений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 12.30 КоАП.

Законом № 198-З также внесены изменения в статьи КоАП и ПИКоАП, регламентирующиереализацию алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий, кассовую дисциплину, порядок приема наличных денежных средств, страховую деятельность и налоговые нарушения. Более подробно об этом в нашем следующем номере.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР