Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 23/2010

••• А журнал «Здоровье» теперь можно выбросить!

Андрей РАЗУМОВ


Не очень искушенные в хитросплетениях отечественного права читатели, возможно, придут в восторг, узнав про принятие постановления Министер­ства торговли Республики Беларусь от 04.11.2010 № 31 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь» (далее — Постановление № 31). Шутка ли сказать, наконец-то отменен «чудовищный» перечень основных нормативных и технологических документов, которые должны находиться в объектах розничной торговли и общественного питания, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 27.03.2002 № 10 (далее — Перечень)!

Перечень на момент отмены содержал целых 32 (!) пункта, причем один только п. 5 этого нормативного акта сам представлял собой внушительный список документов, удостоверяющих качество и безопасность товаров. Хотя можно было найти в Перечне и давно «канувшую в Лету» книгу отзывов и предложений (думаем, почти все знают, что вместо нее Декретом Президента Республики Беларусь от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением» еще в 2005 году в нашей стране была введена в обиход книга замечаний и предложений), и даже… журнал «Здоровье», который, оказывается, до сих пор был обязательным «документом» для объектов общепита, имеющих холодный, горячий, кондитерский цехи, а также вырабатывающих мягкое мороженое.

Но обрадуются эти несколько наивные люди совершенно зря. Дело в том, что борьба за упрощение белорусского законодательства в некоторых наших ведомствах проходит в «лучших» советских традициях, когда главное — это процесс, а не результат. А результатом «упрощенщины» зачастую являются совершенно реальные проблемы субъектов хозяйствования, которые неожиданно для себя начинают проваливаться в правовые «ямы», из самых лучших побуждений «выкопанные» горе-реформаторами. Достаточно вспомнить историю с Инструкцией о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115, в которой под тем же лозунгом упрощения исчезло несколько важных норм, связанных с расчетом суточных при пересечении границы Беларуси. После града писем и звонков уже через полтора месяца пришлось вносить изменения в данный нормативный акт…

Вообще говоря, обязательность наличия в объектах розницы и общепита почти всех перечисленных в Перечне документов (за исключением разве что совершенно одиозного журнала «Здоровье») установлена совсем другими правовыми актами.

Требование о наличии в указанных объектах копии специального разрешения (лицензии) введено действующим до конца 2010 года Положением о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2005 № 1221. Сопроводительные документы, подтверждающие поступление товара (в основном — в виде накладных), «желает видеть» в объектах розницы и общепита п. 1.12 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Обширный перечень документов, удостоверяющих качество и безопасность товаров, наличие которых в перечисленных объектах, возможно, является «самым» обязательным по причине огромных штрафов за их отсут­ствие (см. ниже), установлен постановлением Министерства торговли, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства здравоохранения и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.05.2007 № 28/35/38/27 «О подтверждении безопасности и каче­ства товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках», в которое совсем недавно были внесены очередные изменения.

Кроме книги замечаний и предложений, уже упомянутой выше, в вашей «торговой библиотеке» обязательно должна присутствовать еще одна занятная книжица — книга учета проверок, новая форма которой утверждена весной текущего года постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510». А без ассортиментного перечня товаров, утвержденного в установленном порядке местными властями, вам просто не разрешат открыть ни одну торговую точку. Приходные кассовые ордера, контрольные ленты кассовых аппаратов, товарные чеки, товарные отчеты, книги кассира-операциониста — наличие всего этого и многого другого в объектах розницы и общепита требуют акты Национального банка, Министерства по налогам и сборам и других ведомств. Только раньше все перечисленные документы были сведены в один Перечень, и каждый мог, что называется, по списку проверить, все ли у него в порядке с документацией. А теперь разобраться, что к чему и кто кого и каким актом обязал, сможет далеко не каждый юрист. В общем, получилось «как всегда»: громоздко, неудобно и опасно…

В завершение на примере документов, удостоверяющих качество и безопасность товаров, покажем, что ожидает субъектов хозяйствования, которые воспримут принятие Постановления № 31 слишком буквально и решат, что хранение документов, входящих ранее в Перечень, в объектах розничной торговли и общественного питания теперь уже не является обязательным.

При отсутствии у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, они несут ответственность, установленную ст. 23.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а именно:

— за реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА), без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь налагается штраф в размере от 2 до 15 базовых величин (далее — БВ), а на ИП или юридическое лицо — до двукратной стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

— за производство, реализацию и использование (оборот) ИП или юридическим лицом химических, биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания, не подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям ТНПА, но подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации и не прошедших их в установленном порядке, налагается штраф в размере от 2 до 10 БВ, на ИП — до 50 БВ, а на юридическое лицо — до 200 БВ.

Возвращаясь к началу статьи, хотим еще раз предостеречь наших читателей на будущее. Отмена того или иного правового акта совсем не всегда означает исключение всех норм, которые были им установлены. Вполне возможно, что это всего лишь еще одна неуклюжая попытка упростить законодательство, которая иногда приносит вреда больше, чем пользы.

Постановление № 31 вступило в силу с 27 ноября 2010 г.

А журнал «Здоровье», как нам кажется, теперь все-таки можно выбросить…

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР