Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 23/2010

••• Нарушение законодательства о рекламе и правил торговли

Сергей КУЛАКОВСКИЙ,
юрист


Ошибка в квалификации административного правонарушения влияет не только на правильность определения сроков наложения административного взыскания, его размера, но и на результат рассмотрения дела об административном правонарушении, которое может быть прекращено ввиду неправильного определения состава вменяемого правонарушения.

Определение понятия «административное правонарушение» содержится в ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения предполагает определение состава правонарушения — его объективной и субъективной стороны. К объектам противоправных посягательств отнесены общественные отношения, указанные в названии глав Особенной части КоАП. Однако, как показывает судебная практика, определить конкретные общественные отношения, указанные в той или иной главе Особенной части КоАП, на которые направлены противоправные посягательства, не всегда удается правильно.

Постановлением заместителя начальника инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — ИМНС) от 04.05.2009 индивидуальный предприниматель (далее — ИП) был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.26 КоАП (нарушение установленных запретов в отношении рекламы табачных изделий). На него было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 50 базовых величин, что составляло сумму в 1 750 000 руб.

Хозяйственный суд 27.05.2009 постановление от 04.05.2009 оставил без изменения, а жалобу ИП — без удовлетворения.

Заместителем Генерального прокурора Республики Беларусь принесен протест в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, в котором был поставлен вопрос об отмене вышеуказанных постановлений и прекращении дела в связи с отсутствием в деянии ИП вменяемого состава административного правонарушения. Так, в протесте отмечалось, что квалификация налоговым органом совершенного ИП правонарушения по ч. 3 ст. 12.26 КоАП была неправомерна, а вывод хозяйственного суда о признании данной квалификации правонарушения правильной — ошибочен.

Изучение материалов дела и доводов протеста показало, что он подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Согласно протоколу об административном правонарушении ИП в витрине киоска, обзор которого возможен снаружи, были выставлены образцы табачных изделий в ассортименте. Данными действиями была нарушена ч. 3 п. 13 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 № 384 (далее — Правила). Часть 3 п. 13 Правил запрещает выставлять в витринах торговых объектов, обзор которых возможен снаружи, такие объекты, как образцы табачных изделий. Информация о реализуемых в торговых объектах табачных изделиях может размещаться в таких витринах в виде переч­ня табачных изделий с указанием их наименований и цен. В силу предписаний ч. 3 ст. 12.26 КоАП административная ответственность наступает за нарушение установленных запретов в отношении рекламы табачных изделий, выразившееся в размещении (распространении) рекламы табачных изделий.

В соответствии с абз. 7 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О рекламе» под рекламой понимается информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддер­жание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Согласно п. 3.5.30 СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28.04.2003 № 22, под витриной понимается пространство между оконными рамами, застекленный шкаф или стенд, используемые для показа различных товаров. Размещение в витрине торгового объекта имеющихся в продаже образцов товаров без какой-либо дополнительной позитивной информации о них не является рекламой, поскольку не имеет своей целью формирование или поддерживание интереса к ним. Другими словами, в данном случае отсутствует закрепление реализуемого товара в сознании потребителя и способствование его реализации. Подобный способ лишь доводит до сведения неопределенного круга лиц информацию о наличии товара в продаже.

Пункт 3 Положения о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь “О рекламе”» (далее — Положение), относит витрины торгового объекта к средствам наружной рекламы. Однако это не является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.26 КоАП. В силу абз. 6 п. 1 Положения отношения, возникающие в процессе размещения (распространения) образцов товаров в витрине торгового объекта, если эти образцы не совмещены с иной информацией и в данном торговом объекте реализуются такие товары, не регулируются законодательством о рекламе.

Нарушение запрета, установленного ч. 3 п. 13 Правил, может квалифицироваться по ч. 1 ст. 12.17 КоАП как нарушение правил торговли, которое влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин. Аналогичной позиции придерживается и Министерство торговли Республики Беларусь в своем письме от 15.07.2009 № 09-10/140К.

Абзацем 6 п. 33 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13.03.2008 № 15 «О некоторых общих вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об административных правонарушениях и применения административной ответственности» определено, что, если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья не вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 2.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, определенном ПИКоАП, не будет установлена его виновность в совершении правонарушения, предусмотренного КоАП.

Отсутствие в деянии состава административного правонарушения (в данном случае — нарушения законодательства о рекламе табачных изделий) в соответствии с п. 1 ч. 2 и п. 2 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП является обстоятель­ством, исключающим административный процесс, влечет вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах доводы протеста являлись обоснованными. Протест был удовлетворен, постановление ИМНС и постановление хозяй­ственного суда по делу об административном правонарушении были отменены, а дело об административном правонарушении прекращено.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР