Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 23/2010

••• Нарушение законодательства о рекламе и правил торговли

Сергей КУЛАКОВСКИЙ,
юрист


Ошибка в квалификации административного правонарушения влияет не только на правильность определения сроков наложения административного взыскания, его размера, но и на результат рассмотрения дела об административном правонарушении, которое может быть прекращено ввиду неправильного определения состава вменяемого правонарушения.

Определение понятия «административное правонарушение» содержится в ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения предполагает определение состава правонарушения — его объективной и субъективной стороны. К объектам противоправных посягательств отнесены общественные отношения, указанные в названии глав Особенной части КоАП. Однако, как показывает судебная практика, определить конкретные общественные отношения, указанные в той или иной главе Особенной части КоАП, на которые направлены противоправные посягательства, не всегда удается правильно.

Постановлением заместителя начальника инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — ИМНС) от 04.05.2009 индивидуальный предприниматель (далее — ИП) был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.26 КоАП (нарушение установленных запретов в отношении рекламы табачных изделий). На него было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 50 базовых величин, что составляло сумму в 1 750 000 руб.

Хозяйственный суд 27.05.2009 постановление от 04.05.2009 оставил без изменения, а жалобу ИП — без удовлетворения.

Заместителем Генерального прокурора Республики Беларусь принесен протест в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, в котором был поставлен вопрос об отмене вышеуказанных постановлений и прекращении дела в связи с отсутствием в деянии ИП вменяемого состава административного правонарушения. Так, в протесте отмечалось, что квалификация налоговым органом совершенного ИП правонарушения по ч. 3 ст. 12.26 КоАП была неправомерна, а вывод хозяйственного суда о признании данной квалификации правонарушения правильной — ошибочен.

Изучение материалов дела и доводов протеста показало, что он подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Согласно протоколу об административном правонарушении ИП в витрине киоска, обзор которого возможен снаружи, были выставлены образцы табачных изделий в ассортименте. Данными действиями была нарушена ч. 3 п. 13 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 № 384 (далее — Правила). Часть 3 п. 13 Правил запрещает выставлять в витринах торговых объектов, обзор которых возможен снаружи, такие объекты, как образцы табачных изделий. Информация о реализуемых в торговых объектах табачных изделиях может размещаться в таких витринах в виде переч­ня табачных изделий с указанием их наименований и цен. В силу предписаний ч. 3 ст. 12.26 КоАП административная ответственность наступает за нарушение установленных запретов в отношении рекламы табачных изделий, выразившееся в размещении (распространении) рекламы табачных изделий.

В соответствии с абз. 7 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О рекламе» под рекламой понимается информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддер­жание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Согласно п. 3.5.30 СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28.04.2003 № 22, под витриной понимается пространство между оконными рамами, застекленный шкаф или стенд, используемые для показа различных товаров. Размещение в витрине торгового объекта имеющихся в продаже образцов товаров без какой-либо дополнительной позитивной информации о них не является рекламой, поскольку не имеет своей целью формирование или поддерживание интереса к ним. Другими словами, в данном случае отсутствует закрепление реализуемого товара в сознании потребителя и способствование его реализации. Подобный способ лишь доводит до сведения неопределенного круга лиц информацию о наличии товара в продаже.

Пункт 3 Положения о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь “О рекламе”» (далее — Положение), относит витрины торгового объекта к средствам наружной рекламы. Однако это не является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.26 КоАП. В силу абз. 6 п. 1 Положения отношения, возникающие в процессе размещения (распространения) образцов товаров в витрине торгового объекта, если эти образцы не совмещены с иной информацией и в данном торговом объекте реализуются такие товары, не регулируются законодательством о рекламе.

Нарушение запрета, установленного ч. 3 п. 13 Правил, может квалифицироваться по ч. 1 ст. 12.17 КоАП как нарушение правил торговли, которое влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин. Аналогичной позиции придерживается и Министерство торговли Республики Беларусь в своем письме от 15.07.2009 № 09-10/140К.

Абзацем 6 п. 33 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13.03.2008 № 15 «О некоторых общих вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об административных правонарушениях и применения административной ответственности» определено, что, если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья не вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 2.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, определенном ПИКоАП, не будет установлена его виновность в совершении правонарушения, предусмотренного КоАП.

Отсутствие в деянии состава административного правонарушения (в данном случае — нарушения законодательства о рекламе табачных изделий) в соответствии с п. 1 ч. 2 и п. 2 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП является обстоятель­ством, исключающим административный процесс, влечет вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах доводы протеста являлись обоснованными. Протест был удовлетворен, постановление ИМНС и постановление хозяй­ственного суда по делу об административном правонарушении были отменены, а дело об административном правонарушении прекращено.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Журнал «Налоговый вестник»

НВ_24_Q275x370.jpg

Мы на ФБ


В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР