Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 22/2010

••• Кому можно работать без актов?

Андрей РАЗУМОВ


Долгие годы у нас шла безуспешная борьба с актами выполненных работ и оказанных услуг (далее — акты) в отдельных сферах деятельности, где их составление, а самое главное, оформление по правилам, установленным ст. 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон), которая требует в том числе обязательной их подписи заказчиками, является практически невозможным. Речь, в частности, идет об организациях, оказывающих услуги связи или рекламные услуги.

Как мобильный оператор, имеющий сотни тысяч клиентов, может найти каждого из них и заставить его подписать акт об оказанных услугах? А сред­ства массовой информации, особенно специализирующиеся на оказании рекламных услуг? Кстати, многие из них пошли по пути массовой рассылки «спама» (иначе его и не назовешь), отправляя каждый месяц сотни (а некоторые — тысячи) писем своим рекламодателям с вложенными в них актами. Естественно, никакой надежды получить все их обратно с необходимой подписью нет, потому что рекламодатель, уже оплативший услугу и имеющий на руках материальное подтверждение ее оказания (экземпляр печатного издания или скриншот с соответствующего сайта при размещении рекламы в Интернете), зачастую не хочет тратить время на возню еще с какими-то бумагами.

В конце концов эта проблема стала настолько вопиющей, что заинтересованные организации стали просто «бомбардировать» Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам запросами, пытаясь добиться от них если не разрешения на полный отказ от составления актов, то хотя бы возможности отправки их по электронной почте.

Думали чиновники достаточно долго, и в результате на официальных сайтах появилось совместное письмо Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 21.10.2010 № 15-5/840/2-1-9/324 «Об актах выполненных работ, оказанных услуг» (далее — Разъяснение). Почти весь текст этого документа вызывает положительные эмоции. Невольно думаешь: ведь могут же, когда захотят! Но и без «ложки дегтя», о которой чуть ниже, его разработчики обойтись все же не смогли...

В Разъяснении говорится о том, что в соответствии с Законом факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, обязательные реквизиты которого определены ст. 9 Закона. Подтверждение факта выполнения работ или оказания услуг оформляется, как правило, актом выполненных работ, оказанных услуг, который должен иметь подписи исполнителя и заказчика. Одновременно акт служит подтверждением полноты и качества выполненных работ (оказанных услуг), используется для исчисления гарантийных сроков, защиты прав потребителей.

Здесь мы вынуждены прервать авторов Разъяснения и напомнить, что ни одним действующим правовым актом не установлено, что акт сдачи-приемки является первичным учетным документом. Поэтому ссылка на ст. 9 Закона, в которой действительно содержится требование указывать должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, подтверждаемой этим документом, и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи, является несколько некорректной. В еще большей степени это относится к документам, которыми предлагается теперь заменять акты. Но не будем придираться — они же для нас старались!

Далее в Разъяснении указывается самое важное, ради чего, собственно, оно и готовилось: несоставление актов может иметь место только (!) в некоторых сферах экономической деятельности, таких как услуги связи, аренда, лизинг, прокат, рекламные и другие услуги, при оказании которых заключаются однотипные договора, в том числе относимые Гражданским кодексом Республики Беларусь к категории публичных.

В случаях, когда стороны договорились не составлять акт, в договоре между заказчиком и исполнителем должен быть указан способ, которым исполнитель информирует заказчика об исполнении работы (оказании услуги). При этом уведомление может быть направлено заказчику по электронной почте, факсимильной связи и другими способами. На эти «другие способы» советуем обратить особое внимание: никаких требований к ним в Разъяснении не приведено, и по идее, они могут быть любыми.

Дальше начинается самое важное для бухгалтеров. Основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета и принятия к налоговому учету, а также к вычету сумм НДС по работам, услугам, приобретенным (выполненным, оказанным) без составления акта, являются договора (в том числе включающие графики арендных (лизинговых) платежей) в совокупности со счетами на оплату и иными аналогичными документами (для плательщиков, определяющих выручку от реализации продукции (работ, услуг) «по оплате», — еще и платежными инструкциями, подтверждающими оплату работ, услуг). Для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в этих документах следует указывать ставку и сумму НДС.

При этом документы, служащие основанием для подтверждения факта выполнения работ и оказания услуг, а также для вычета сумм НДС, могут быть как на бумажном носителе информации, так и в электронном виде. И (внимание!) способ передачи документа не является определяющим: их можно передавать «лично, по почте, по факсу, по электронной почте путем предоставления ссылки в сети Интернет или направления по E-mail почте».

И в завершение несколько слов про ту самую «ложку дегтя». По мнению авторов Разъяснения, все сказанное выше может применяться только при отражении в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций по выполнению работ (оказанию услуг), имеющих незначительную стоимость (до 2 млн руб.) по сделке с одним лицом в течение календарного месяца. Эта мысль нас, мягко говоря, смущает. Ведь в соответствии со ст. 3 Закона законодательство Беларуси о бухгалтерском учете и отчетности должно обеспечивать единообразие ведения учета активов, обязательств и хозяйственных операций всеми организациями. О каком единообразии может идти речь, если порядок учета ставится в зависимость от суммы хозяйственной операции! Кто дал право чиновникам своим Разъяснением нарушать один из основополагающих принципов учета?! И откуда вообще взялась эта сумма — 2 млн руб.? Почему не один, или не десять, или, например, не 527 860 руб.?

Кстати, и право организаций не составлять акты только в некоторых сферах экономической деятельности, на наш взгляд, также противоречит вышеуказанному принципу единообразия.

Последнее положение Разъяснения касается порядка отражения в учете операций по расчетному, валютному и иным счетам в банке. До внесения изменений в Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (получается, что в ближайшее время нам следует их ожидать?), отражение в бухгалтерском учете операций по расчетным, валютным, специальным и прочим счетам в банке может осуществляться как на основании выписок банка из лицевого счета с приложением платежных инструкций, так и на основании выписок банка с указанием в них реквизитов платежных инструкций и (или) информации о банковском переводе, что должно быть предусмотрено в договоре на банковское обслуживание. Другими словами, нам наконец-то подтверждается возможность использовать для учета операций по банковским счетам современные технологии, без ежедневного посещения «родного» банка.

Но и последнее «послабление» не смогло сгладить неприятный осадок, оставшийся от Разъяснения. Вот такая у нас либерализация экономики получается, почему-то обязательно «с горчинкой»…

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР