Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 21/2010

••• Рубли или валюта? Вот в чем вопрос

Юрий ВЕРЕМЕЙКО,
юрист


С 1 сентября 2010 г. вступила в силу Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115 (далее — Инструкция № 115), которая была принята вместо ранее применявшегося Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 № 55 (далее — Положение № 55).

Нечеткость отдельных положений Инструкции № 115, связанных с порядком возмещения работникам расходов за проживание вне места постоянного жительства (суточных) (далее — суточные), вызвала у нанимателей немало закономерных вопросов.

Так, ранее п. 53.3 Положения № 55 было определено, что при выплате суточных применяются соответствующие правила, предусмотренные п. 9 данного нормативного акта (за исключением последнего абзаца п. 9.3), с учетом особенностей гл. 12 Положения № 55. При этом было однозначно установлено, что день пересечения границы при выезде из Республики Беларусь включался в дни, за которые суточные выплачивались в иностранной валюте по нормам, установленным для страны, в которую командирован работник, а день пересечения границы при возвращении в Беларусь — в дни, за которые суточные выплачивались в белорусских рублях по нормам, установленным для служебных командировок в пределах Республики Беларусь. При продолжительности командировки более суток, когда день пересечения границы при выезде из Беларуси совпадает с днем пересечения границы при возвращении в Республику Беларусь, работнику выплачивались суточные за этот день в иностранной валюте в размере 100% установленной нормы страны командирования. Остальные дни оплачивались в белорусских рублях в порядке, установленном Положением № 55.

День пересечения государственной границы в соответствии с ранее действовавшим нормативным актом определялся по отметке в паспорте. При командировании работников в Россию и другие страны Содружества Независимых Государств, где при пересечении границы отметка в паспорте не делается, день пересечения государственной границы определялся по проездным документам с учетом расписания движения пассажирского транспорта.

Проблема возникла в связи с тем, что в Инструкции № 115 перечисленные правила не предусмотрены.

Так, п. 22 Инструкции № 115 установлено*, что возмещение суточных производится при проезде в государство, куда работник направлен в командировку, и за время пребывания на территории иностранного государства — в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку. Данная норма достаточно четко свидетельствует о том, что за время нахождения работника в пути суточные должны выплачиваться в иностранной валюте по нормам страны командирования. С учетом того, что в Инструкции № 115 говорится лишь о проезде в государство, куда работник направлен в командировку, под временем проезда необходимо считать весь период времени, начиная с первого дня выбытия в командировку.

Однако нельзя не отметить, что п. 23 Инструкции № 115 установлены правила определения дня пересечения границы. В частности, согласно этой норме день пересечения Государственной границы Республики Беларусь определяется по отметке в документе для выезда из Беларуси и (или) въезда в Республику Беларусь. При командировании работников в Российскую Федерацию и другие государства, где при пересечении границы отметка в документы для выезда из Беларуси и (или) въезда в Республику Беларусь не вносится, день пересечения границы, как и прежде, определяется по документам на проезд с учетом расписания движения пассажирского транспорта.

С учетом этого некоторые специалисты пришли к выводу, что, как и до 1 сентября 2010 г., за время проезда по территории Беларуси суточные командированному работнику выплачиваются в белорусских рублях по нормам, установленным для служебных командировок в пределах Республики Беларусь. Причем такой вывод обосновывается именно наличием в Ин­струкции № 115 правил определения дня пересечения границы.

Укажем на то, что этот вывод не совсем согласуется с положениями законодательства Республики Беларусь. Если была допущена неточность при подготовке нормативного акта и в него не были включены соответствующие обязатель­ства, то обосновывать их существование таким способом не совсем корректно.

Законодательство Республики Беларусь не предусматривает, что обязательство субъекта каких-либо правоотношений может быть установлено подобным образом. Так, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» (далее — Закон) нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Беларуси процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. А согласно п. 41 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 № 359 (далее — Правила), основными требованиями нормотворческой техники являются:

— логическое построение проекта акта;

— краткость и точность изложения норм такого проекта;

полнота правового регулирования проектом акта соответствующей сферы общественных отношений;

ясность, простота и доступность языка изложения проекта, исключающего различное толкование его норм;

— оформление проекта акта в соответствии с установленными правилами делопроизводства, если они не противоречат Закону и Правилам.

Таким образом, общеобязательное правило поведения субъектов должно быть прямо установлено нормативным правовым актом, изложено в нем ясным простым и доступным языком. В противном случае оно просто не должно считаться установленным, хотя и может выглядеть достаточно логичным. Инструкцией № 115 установлено такое правило, и согласно ему возмещение суточных при проезде в государство, куда работник направлен в командировку, производится в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку. Толковать такую норму каким-либо иным образом с правовой точки зрения будет неправильным.

Даже если рассматривать данную ситуацию как пробел в законодатель­стве, что довольно спорно, так как ее, скорее, следовало бы считать не «пробелом в праве», а «ошибкой в праве», устранять его (ее) необходимо только путем внесения в Инструкцию № 115 соответствующих изменений.

Так, согласно ст. 1 Закона пробелы в законодательстве — это отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права. К выводу о наличии такого пробела подталкивает именно то обстоятельство, что в Инструкцию № 115 включено правило определения момента пересечения границы, которое с большой долей вероятности используется для определения того, каким образом и в каких размерах выплачивать командированным работникам суточные.

Статьей 72 Закона установлено, что при выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы. До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.

При этом в Законе прямо указано, что применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случае привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей.

Соответственно, устанавливать обязанность путем применения аналогии невозможно. Впрочем, найти применимую в данном случае аналогию не так-то и просто, а применять по аналогии правила утратившего силу Положения № 55 вообще нельзя.

Необходимо признать, что определить волю законодателя в рассматриваемом случае сложно. А поэтому Инструкция № 115 требует обязательной «корректировки», дабы исключить проблемы при ее применении.

В заключение хотелось бы отметить, что при подготовке нормативных правовых актов ошибки и неточности неизбежны, так как их подготовкой занимаются обычные люди, а не специально изготовленные роботы. И такие ошибки должны устраняться путем внесения изменений в нормативные правовые акты, но не путем их разъяснения, поскольку исправить ошибку разъяснением невозможно.

К сожалению, правоприменительная практика Республики Беларусь нередко свидетельствует об обратном. Так уж сложилось, что нормативные правовые акты разъясняются с целью устранения пробелов и ошибок, что, по нашему мнению, недопустимо, поскольку отрицательно сказывается на качестве всего законодательства Республики Беларусь: нормативные акты предусматривают одни правила, а на самом деле применяются совсем другие. Говорить о соблюдении основных принципов верховенства закона и равенства всех перед законом в таком случае просто не приходится.

Впрочем, в последнее время со стороны государства предприняты довольно серьезные шаги для устранения таких проблем. В частности, п. 15 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершен­ствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), на который мы уже неоднократно ссылались, установлено, что проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

В сущности, можно считать, что с принятием Указа № 510 в нашей стране признана презумпция добросовестности проверяемого субъекта. А наличие такого принципа является важным не только в качестве меры, направленной на защиту прав и интересов различных субъектов, правоотношения с участием которых регулируются несовершенными нормами, он также является важным звеном в процессе совершенствования законодательства.

В частности, при наличии неясностей в законодательстве, какое бы субъект хозяйствования ни принял решение, презумпция добросовестности позволяет вести речь о легальности такого решения. Субъект не может считаться правонарушителем, поскольку его обязательства не установлены с той степенью ясности, которая позволяет признать его не выполняющим возложенные на него обязанности и применить к нему ответственность. Иными словами, в рассматриваемом нами случае наниматель, который выплачивает работникам суточные по нормам, установленным для государства, в которое командирован работник, в том числе и при проезде по территории Беларуси, не может считаться нарушителем и к нему не должна применяться ответственность.

В свою очередь, если в подобной ситуации практика будет идти по пути, отличному от того, на формирование которого была направлена воля законодателя, последний будет вынужден вносить изменения в акт законодательства для устранения неясностей и противоречий, т.е. ошибки будут устраняться, а законодательство совершенствоваться.

Чего мы все искренне желаем, не так ли?

* От редакции. Перед самой сдачей этого номера в печать стал известен текст постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.10.2010 № 148 (далее — Постановление № 148), которым в том числе внесены изменения в п. 22 и 23 Инструкции № 115. В частности, установлено, что возмещение суточных производится в иностранной валюте с включением дня отъезда из Беларуси и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку. За время следования по территории Беларуси до дня отъезда из Республики Беларусь либо после дня прибытия в Беларусь суточные за это время выплачиваются в белорусских рублях по нормам, установленным законодательством Республики Беларусь по оплате служебных командировок в пределах Беларуси.

Однако данное изменение не отменяет проблем, озвученных автором, и выводов, сделанных им, в особенности если учесть, что текст Постановления № 148 до сих пор официально не опубликован. При этом вступает этот документ в силу с 1 сентября 2010 г., т.е. «задним числом». По нашему мнению, к тем, кто невольно нарушил приведенные нормы, не должна применяться ответственность. Хотя исправлять «нарушения», скорее всего, придется.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Журнал «Налоговый вестник»

НВ_24_Q275x370.jpg

Мы на ФБ


В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР