Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 21/2010

••• Рубли или валюта? Вот в чем вопрос

Юрий ВЕРЕМЕЙКО,
юрист


С 1 сентября 2010 г. вступила в силу Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115 (далее — Инструкция № 115), которая была принята вместо ранее применявшегося Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 № 55 (далее — Положение № 55).

Нечеткость отдельных положений Инструкции № 115, связанных с порядком возмещения работникам расходов за проживание вне места постоянного жительства (суточных) (далее — суточные), вызвала у нанимателей немало закономерных вопросов.

Так, ранее п. 53.3 Положения № 55 было определено, что при выплате суточных применяются соответствующие правила, предусмотренные п. 9 данного нормативного акта (за исключением последнего абзаца п. 9.3), с учетом особенностей гл. 12 Положения № 55. При этом было однозначно установлено, что день пересечения границы при выезде из Республики Беларусь включался в дни, за которые суточные выплачивались в иностранной валюте по нормам, установленным для страны, в которую командирован работник, а день пересечения границы при возвращении в Беларусь — в дни, за которые суточные выплачивались в белорусских рублях по нормам, установленным для служебных командировок в пределах Республики Беларусь. При продолжительности командировки более суток, когда день пересечения границы при выезде из Беларуси совпадает с днем пересечения границы при возвращении в Республику Беларусь, работнику выплачивались суточные за этот день в иностранной валюте в размере 100% установленной нормы страны командирования. Остальные дни оплачивались в белорусских рублях в порядке, установленном Положением № 55.

День пересечения государственной границы в соответствии с ранее действовавшим нормативным актом определялся по отметке в паспорте. При командировании работников в Россию и другие страны Содружества Независимых Государств, где при пересечении границы отметка в паспорте не делается, день пересечения государственной границы определялся по проездным документам с учетом расписания движения пассажирского транспорта.

Проблема возникла в связи с тем, что в Инструкции № 115 перечисленные правила не предусмотрены.

Так, п. 22 Инструкции № 115 установлено*, что возмещение суточных производится при проезде в государство, куда работник направлен в командировку, и за время пребывания на территории иностранного государства — в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку. Данная норма достаточно четко свидетельствует о том, что за время нахождения работника в пути суточные должны выплачиваться в иностранной валюте по нормам страны командирования. С учетом того, что в Инструкции № 115 говорится лишь о проезде в государство, куда работник направлен в командировку, под временем проезда необходимо считать весь период времени, начиная с первого дня выбытия в командировку.

Однако нельзя не отметить, что п. 23 Инструкции № 115 установлены правила определения дня пересечения границы. В частности, согласно этой норме день пересечения Государственной границы Республики Беларусь определяется по отметке в документе для выезда из Беларуси и (или) въезда в Республику Беларусь. При командировании работников в Российскую Федерацию и другие государства, где при пересечении границы отметка в документы для выезда из Беларуси и (или) въезда в Республику Беларусь не вносится, день пересечения границы, как и прежде, определяется по документам на проезд с учетом расписания движения пассажирского транспорта.

С учетом этого некоторые специалисты пришли к выводу, что, как и до 1 сентября 2010 г., за время проезда по территории Беларуси суточные командированному работнику выплачиваются в белорусских рублях по нормам, установленным для служебных командировок в пределах Республики Беларусь. Причем такой вывод обосновывается именно наличием в Ин­струкции № 115 правил определения дня пересечения границы.

Укажем на то, что этот вывод не совсем согласуется с положениями законодательства Республики Беларусь. Если была допущена неточность при подготовке нормативного акта и в него не были включены соответствующие обязатель­ства, то обосновывать их существование таким способом не совсем корректно.

Законодательство Республики Беларусь не предусматривает, что обязательство субъекта каких-либо правоотношений может быть установлено подобным образом. Так, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» (далее — Закон) нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Беларуси процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. А согласно п. 41 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 № 359 (далее — Правила), основными требованиями нормотворческой техники являются:

— логическое построение проекта акта;

— краткость и точность изложения норм такого проекта;

полнота правового регулирования проектом акта соответствующей сферы общественных отношений;

ясность, простота и доступность языка изложения проекта, исключающего различное толкование его норм;

— оформление проекта акта в соответствии с установленными правилами делопроизводства, если они не противоречат Закону и Правилам.

Таким образом, общеобязательное правило поведения субъектов должно быть прямо установлено нормативным правовым актом, изложено в нем ясным простым и доступным языком. В противном случае оно просто не должно считаться установленным, хотя и может выглядеть достаточно логичным. Инструкцией № 115 установлено такое правило, и согласно ему возмещение суточных при проезде в государство, куда работник направлен в командировку, производится в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку. Толковать такую норму каким-либо иным образом с правовой точки зрения будет неправильным.

Даже если рассматривать данную ситуацию как пробел в законодатель­стве, что довольно спорно, так как ее, скорее, следовало бы считать не «пробелом в праве», а «ошибкой в праве», устранять его (ее) необходимо только путем внесения в Инструкцию № 115 соответствующих изменений.

Так, согласно ст. 1 Закона пробелы в законодательстве — это отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права. К выводу о наличии такого пробела подталкивает именно то обстоятельство, что в Инструкцию № 115 включено правило определения момента пересечения границы, которое с большой долей вероятности используется для определения того, каким образом и в каких размерах выплачивать командированным работникам суточные.

Статьей 72 Закона установлено, что при выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы. До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.

При этом в Законе прямо указано, что применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случае привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей.

Соответственно, устанавливать обязанность путем применения аналогии невозможно. Впрочем, найти применимую в данном случае аналогию не так-то и просто, а применять по аналогии правила утратившего силу Положения № 55 вообще нельзя.

Необходимо признать, что определить волю законодателя в рассматриваемом случае сложно. А поэтому Инструкция № 115 требует обязательной «корректировки», дабы исключить проблемы при ее применении.

В заключение хотелось бы отметить, что при подготовке нормативных правовых актов ошибки и неточности неизбежны, так как их подготовкой занимаются обычные люди, а не специально изготовленные роботы. И такие ошибки должны устраняться путем внесения изменений в нормативные правовые акты, но не путем их разъяснения, поскольку исправить ошибку разъяснением невозможно.

К сожалению, правоприменительная практика Республики Беларусь нередко свидетельствует об обратном. Так уж сложилось, что нормативные правовые акты разъясняются с целью устранения пробелов и ошибок, что, по нашему мнению, недопустимо, поскольку отрицательно сказывается на качестве всего законодательства Республики Беларусь: нормативные акты предусматривают одни правила, а на самом деле применяются совсем другие. Говорить о соблюдении основных принципов верховенства закона и равенства всех перед законом в таком случае просто не приходится.

Впрочем, в последнее время со стороны государства предприняты довольно серьезные шаги для устранения таких проблем. В частности, п. 15 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершен­ствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), на который мы уже неоднократно ссылались, установлено, что проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

В сущности, можно считать, что с принятием Указа № 510 в нашей стране признана презумпция добросовестности проверяемого субъекта. А наличие такого принципа является важным не только в качестве меры, направленной на защиту прав и интересов различных субъектов, правоотношения с участием которых регулируются несовершенными нормами, он также является важным звеном в процессе совершенствования законодательства.

В частности, при наличии неясностей в законодательстве, какое бы субъект хозяйствования ни принял решение, презумпция добросовестности позволяет вести речь о легальности такого решения. Субъект не может считаться правонарушителем, поскольку его обязательства не установлены с той степенью ясности, которая позволяет признать его не выполняющим возложенные на него обязанности и применить к нему ответственность. Иными словами, в рассматриваемом нами случае наниматель, который выплачивает работникам суточные по нормам, установленным для государства, в которое командирован работник, в том числе и при проезде по территории Беларуси, не может считаться нарушителем и к нему не должна применяться ответственность.

В свою очередь, если в подобной ситуации практика будет идти по пути, отличному от того, на формирование которого была направлена воля законодателя, последний будет вынужден вносить изменения в акт законодательства для устранения неясностей и противоречий, т.е. ошибки будут устраняться, а законодательство совершенствоваться.

Чего мы все искренне желаем, не так ли?

* От редакции. Перед самой сдачей этого номера в печать стал известен текст постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.10.2010 № 148 (далее — Постановление № 148), которым в том числе внесены изменения в п. 22 и 23 Инструкции № 115. В частности, установлено, что возмещение суточных производится в иностранной валюте с включением дня отъезда из Беларуси и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку. За время следования по территории Беларуси до дня отъезда из Республики Беларусь либо после дня прибытия в Беларусь суточные за это время выплачиваются в белорусских рублях по нормам, установленным законодательством Республики Беларусь по оплате служебных командировок в пределах Беларуси.

Однако данное изменение не отменяет проблем, озвученных автором, и выводов, сделанных им, в особенности если учесть, что текст Постановления № 148 до сих пор официально не опубликован. При этом вступает этот документ в силу с 1 сентября 2010 г., т.е. «задним числом». По нашему мнению, к тем, кто невольно нарушил приведенные нормы, не должна применяться ответственность. Хотя исправлять «нарушения», скорее всего, придется.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР