Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 21/2010

Комитет государственного контроля и его функции: что изменилось

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Новый Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» (далее — Закон № 142-З) вступил в силу с 24 июля 2010 г. С его принятием утратил силу Закон Республики Беларусь от 09.02.2000 № 369-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (далее — Закон № 369-З). Необходимо отметить, что существенных изменений в дея­тельность Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — КГК) и его территориальных органов Закон № 142-З не вносит. Скорее, этот правовой акт направлен на совершенствование и систематизацию законодательства.

Общие положения

Структура КГК изменений не претерпела. Систему органов КГК по-преж­нему образуют:

— КГК (центральный аппарат);

— его территориальные органы;

— территориальные органы финансовых расследований КГК.

В структуру КГК также входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения.

К основным задачам КГК Законом № 142-З отнесены:

— защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;

— проверка выполнения поручений Президента Беларуси, контроль за выполнением которых в соответствии с законами и решениями Главы государства возложен на КГК;

— осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) бюджетных средств и государственной собственности;

— осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента, Парламента, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной соб­ственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Главы госу-
дарства;

— проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;

— выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;

— предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;

— принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;

— ведение в установленном порядке административного процесса;

— выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Изложенные в ст. 8 Закона № 142-З функции КГК и его территориальных органов соответствуют основным направлениям деятельности КГК, ранее установленным Законом № 369-З, которые фактически изложены в новой редакции.

Говоря о полномочиях КГК и его территориальных органов, следует отметить, что Законом № 142-З отделены полномочия КГК и комитетов государственного контроля областей от полномочий межрайонных комитетов государственного контроля, в результате чего полномочия последних несколько усечены. В частности, только КГК и комитеты государственного контроля областей при выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции правомочны:

1) выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим гражданам обязательные для исполнения в установленный КГК, комитетами государственного контроля областей срок решения (предписания, постановления):

о возмещении (взыскании) в республиканский и (или) местный бюджеты, государственные внебюджетные и инновационные фонды (далее — бюджет) в бесспорном порядке средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства;

о приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства;

о приостановлении действия, расторжении договоров аренды, недопущении заключения договоров аренды, приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности в случае выявления фактов нарушения законодательства;

о приостановлении финансирования строительства и непосредственно строительства объектов по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу и (или) не утвержденным в установленном порядке, либо при отсутствии необходимых документов на выполнение строительных работ, в том числе договоров подряда;

о приостановлении операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам в случае необходимости обеспечения взыскания штрафов, налагаемых органами КГК; непредставления органам КГК в установленный законодательством или органами КГК срок специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности (далее — лицензия) и других предусмотренных законодательством документов либо представления документов, содержащих недостоверную информацию о деятельности государственного органа, иной организации, ИП, начислении и уплате налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты (далее — налоги), об осуществлении внешнеторговой деятельности; отказа в допуске работников органов КГК к проверке; установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; отсутствия предусмотренных законодательством документов о государственной регистрации юридического лица или ИП;

о приостановлении деятельности организаций (их структурных подразделений), два и более раза в течение года нарушивших правила торговли, выполнения работ, оказания услуг и (или) допустивших реализацию некачественных товаров, до устранения выявленных нарушений;

2) направлять в установленном порядке для исполнения в Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы предписания КГК, комитетов государственного контроля областей о приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства;

3) давать заключения о соответствии руководителей и других работников государственных органов, иных организаций занимаемым должностям;

4) в случае выявления нарушения законодательства вносить государ­ственным органам, иным организациям обязательные для рассмотрения в срок, установленный КГК, комитетами государственного контроля областей, предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности их работников, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства;

5) в случае выявления при проведении проверок фактов недостач, умышленного уничтожения или порчи имущества, хищений материальных ценностей, иного государственного имущества, а также других нарушений законодательства передавать материалы в уполномоченные государственные органы для принятия мер в соответствии с законодательными актами;

6) вносить в государственные органы, иные организации (их работникам) предложения об отмене (изменении) принятых (изданных) ими актов в случае несоответствия этих актов законодательству;

7) информировать Президента Беларуси о невыполнении, несвоевременном или ненадлежащем выполнении поручений, содержащихся в решениях Главы государства;

8) обращаться в случаях и порядке, установленных законодательными актами, в суды (регистрирующие, лицензирующие органы) с исковыми заявлениями (заявлениями, представлениями) о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных им доходов в местный бюджет, об аннулировании государственной регистрации ИП, об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности ИП, приостановлении действия или аннулировании лицензий либо в компетентные органы с представлениями о подаче этими органами в судебном порядке соответствующих исковых заявлений;

9) подавать в установленном порядке в суды исковые заявления (заявления) о защите прав и законных интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, государственных органов, иных государственных организаций.

Межрайонные комитеты государственного контроля на указанные действия не уполномочены.

Кроме того, в ст. 14 и 15 Закона № 142-З определено, что КГК, комитеты государственного контроля областей, межрайонные комитеты государственного контроля вправе осуществлять иные полномочия, предусмотренные законами и решениями Президента Беларуси.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР