Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 21/2010

Комитет государственного контроля и его функции: что изменилось

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Новый Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» (далее — Закон № 142-З) вступил в силу с 24 июля 2010 г. С его принятием утратил силу Закон Республики Беларусь от 09.02.2000 № 369-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (далее — Закон № 369-З). Необходимо отметить, что существенных изменений в дея­тельность Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — КГК) и его территориальных органов Закон № 142-З не вносит. Скорее, этот правовой акт направлен на совершенствование и систематизацию законодательства.

Общие положения

Структура КГК изменений не претерпела. Систему органов КГК по-преж­нему образуют:

— КГК (центральный аппарат);

— его территориальные органы;

— территориальные органы финансовых расследований КГК.

В структуру КГК также входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения.

К основным задачам КГК Законом № 142-З отнесены:

— защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;

— проверка выполнения поручений Президента Беларуси, контроль за выполнением которых в соответствии с законами и решениями Главы государства возложен на КГК;

— осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) бюджетных средств и государственной собственности;

— осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента, Парламента, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной соб­ственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Главы госу-
дарства;

— проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;

— выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;

— предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;

— принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;

— ведение в установленном порядке административного процесса;

— выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Изложенные в ст. 8 Закона № 142-З функции КГК и его территориальных органов соответствуют основным направлениям деятельности КГК, ранее установленным Законом № 369-З, которые фактически изложены в новой редакции.

Говоря о полномочиях КГК и его территориальных органов, следует отметить, что Законом № 142-З отделены полномочия КГК и комитетов государственного контроля областей от полномочий межрайонных комитетов государственного контроля, в результате чего полномочия последних несколько усечены. В частности, только КГК и комитеты государственного контроля областей при выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции правомочны:

1) выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим гражданам обязательные для исполнения в установленный КГК, комитетами государственного контроля областей срок решения (предписания, постановления):

о возмещении (взыскании) в республиканский и (или) местный бюджеты, государственные внебюджетные и инновационные фонды (далее — бюджет) в бесспорном порядке средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства;

о приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства;

о приостановлении действия, расторжении договоров аренды, недопущении заключения договоров аренды, приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности в случае выявления фактов нарушения законодательства;

о приостановлении финансирования строительства и непосредственно строительства объектов по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу и (или) не утвержденным в установленном порядке, либо при отсутствии необходимых документов на выполнение строительных работ, в том числе договоров подряда;

о приостановлении операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам в случае необходимости обеспечения взыскания штрафов, налагаемых органами КГК; непредставления органам КГК в установленный законодательством или органами КГК срок специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности (далее — лицензия) и других предусмотренных законодательством документов либо представления документов, содержащих недостоверную информацию о деятельности государственного органа, иной организации, ИП, начислении и уплате налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты (далее — налоги), об осуществлении внешнеторговой деятельности; отказа в допуске работников органов КГК к проверке; установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; отсутствия предусмотренных законодательством документов о государственной регистрации юридического лица или ИП;

о приостановлении деятельности организаций (их структурных подразделений), два и более раза в течение года нарушивших правила торговли, выполнения работ, оказания услуг и (или) допустивших реализацию некачественных товаров, до устранения выявленных нарушений;

2) направлять в установленном порядке для исполнения в Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы предписания КГК, комитетов государственного контроля областей о приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства;

3) давать заключения о соответствии руководителей и других работников государственных органов, иных организаций занимаемым должностям;

4) в случае выявления нарушения законодательства вносить государ­ственным органам, иным организациям обязательные для рассмотрения в срок, установленный КГК, комитетами государственного контроля областей, предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности их работников, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства;

5) в случае выявления при проведении проверок фактов недостач, умышленного уничтожения или порчи имущества, хищений материальных ценностей, иного государственного имущества, а также других нарушений законодательства передавать материалы в уполномоченные государственные органы для принятия мер в соответствии с законодательными актами;

6) вносить в государственные органы, иные организации (их работникам) предложения об отмене (изменении) принятых (изданных) ими актов в случае несоответствия этих актов законодательству;

7) информировать Президента Беларуси о невыполнении, несвоевременном или ненадлежащем выполнении поручений, содержащихся в решениях Главы государства;

8) обращаться в случаях и порядке, установленных законодательными актами, в суды (регистрирующие, лицензирующие органы) с исковыми заявлениями (заявлениями, представлениями) о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных им доходов в местный бюджет, об аннулировании государственной регистрации ИП, об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности ИП, приостановлении действия или аннулировании лицензий либо в компетентные органы с представлениями о подаче этими органами в судебном порядке соответствующих исковых заявлений;

9) подавать в установленном порядке в суды исковые заявления (заявления) о защите прав и законных интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, государственных органов, иных государственных организаций.

Межрайонные комитеты государственного контроля на указанные действия не уполномочены.

Кроме того, в ст. 14 и 15 Закона № 142-З определено, что КГК, комитеты государственного контроля областей, межрайонные комитеты государственного контроля вправе осуществлять иные полномочия, предусмотренные законами и решениями Президента Беларуси.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Журнал «Налоговый вестник»

НВ_24_Q275x370.jpg

Мы на ФБ


В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР