Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 20/2010

••• Налоги — 2011: вот и дождались!

Александр ГАНАГО, главный редактор
журнала «Налоговый вестник»



Уникальная ситуация для отечественного бизнеса все-таки будет иметь место в текущем году: впервые за всю историю существования Беларуси как независимого государства предприниматели смогут изучить изменения в порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, которые им придется уплачивать в следующем году, задолго до его наступления. Пресс-службой Президента Республики Беларусь 15 октября 2010 г. была распространена информация о том, что Главой государства уже подписаны законы Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год», «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь», «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» и «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год».

И пусть с текстом этих законодательных актов нам удастся познакомиться несколько позже (все-таки их объем достаточно велик), но факт остается фактом: у нас будет больше двух месяцев, чтобы изучить все тонкости измененной налоговой системы и выяснить все неясные моменты. Очень хочется пожелать нашим законодателям и впредь придерживаться такого правила. Привычку думать не только о своих интересах, но и о многочисленном «племени» налогоплательщиков (надеемся, что из исполнения прямых указаний первого лица государства практика подготовки законодательных актов задолго до их вступления в силу станет именно привычкой), можно только приветствовать!

В перечисленных законах предусмотрен ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование в нашей стране налоговой политики. В частности, в целях дальнейшего упрощения налоговой системы Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» с 1 января 2011 г. предусматривается несколько очень важных мер, на кратком рассмотрении которых мы и остановимся. К сожалению, официального текста данного законодательного акта у нас пока нет и не может быть, а график выхода журнала не позволяет ожидать его появления. Поэтому нам придется опираться только на вышеуказанное сообщение пресс-службы Президента Республики Беларусь и проект комментируемого акта, прошедший через Парламент.

Итак, как и было обещано ранее, с 1 января 2011 г. отменяются следующие налоги и сборы:

1) местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки;

2) местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли;

3) три платежа, относимые к экологическому налогу:

— за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;

— за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

— за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефте­продуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом.

Сразу же отметим, что два последних платежа затрагивали интересы очень узкого круга организаций, и их отмена вряд ли как-то скажется на интересах всех остальных. А вот за отмену сбора за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, спасибо должны сказать многие импортеры.

По расчетам Правительства Республики Беларусь, такая отмена позволит снизить налоговую нагрузку на субъектов хозяйствования в 2011 году на 0,4% к внутреннему валовому продукту (далее — ВВП) и оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд руб.

Кроме того, с 1 января 2011 г. исключаются два самостоятельных налоговых платежа за счет включения в состав:

экологического налога — сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;

государственной пошлины — сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.

Но и это еще не все. В следующем году в нашей стране существенно улучшается ситуация с периодичностью уплаты налогов и представлением налоговой отчетности. С указанной даты количество перечислений налогов в бюджет будет сокращено, а именно:

по налогу на прибыль — осуществлен переход на ежеквартальную уплату этого налога с подачей налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль один раз в год (сегодня в 70% случаев эти действия осуществляются ежемесячно);

по налогу на добавленную стоимость — отменены «авансовые» платежи (6 платежей в месяц для некоторых плательщиков), а уплата этого налога будет производиться один раз в месяц или один раз в квартал по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей у некоторых плательщиков сократится с 72 до 4–12 в год;

по акцизам — отменены «авансовые» платежи (6 платежей в месяц для некоторых плательщиков), и все плательщики станут платить акцизы один раз в месяц.

Кроме того, будут расширены возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения производственного характера. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит в настоящее время. Правда, при этом, чтобы не допустить значительных потерь бюджета в связи с отменой ограничения размера налоговой льготы суммой использованного на капитальные вложения амортизационного фонда, возможность применения льготы по налогу на прибыль будет ограничена 50% валовой прибыли. Отметим, что в предварительных сообщениях чиновников разного ранга фигурировало обещание полностью отменить ограничения по применению данной налоговой льготы… Но лучше так, чем никак (в текущем году у нас как раз «никак», и наш журнал об этом несколько раз писал).

И еще одно важное нововведение: плательщикам будет предоставлено право принимать без ограничений к вычету «входной» НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что должно способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций. У них также появится право при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы «входного» налога, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

По мнению разработчиков комментируемого законодательного акта, осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран. Посудите сами, при осуществлении обычной деятельности плательщики будут уплачивать только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость и социальные платежи, которые также можно считать платежами налогового характера), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций (расчетов) (в настоящее время — 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций). И даже с учетом взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты количество налоговых платежей будет составлять всего 32 в год, а количество налоговых деклараций (расчетов) — 15. И это максимальные цифры, потому что для некоторых плательщиков, не осуществляющих те или иные виды деятельности или не имеющих соответствующих объектов налогообложения, эти цифры будут еще меньше.

В завершение скажем несколько слов о Законе Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год», которым предусматривается, что доходы республиканского бюджета в 2011 году составят 33,61 трлн руб., а расходы — 39,61 трлн руб. Таким образом, дефицит республиканского бюджета прогнозируется в размере 6 трлн руб. (или 3% от ВВП), что соответствует национальному и международным стандартам финансовой безопасности.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы базовых отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная политика, физическая культура и спорт, культура и средства массовой информации) планируется увеличить на 40%.

Что касается Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год», то расходы указанного Фонда на 2011 год утверждены в сумме 20,49 трлн руб. с учетом прогнозируемых доходов в объеме 20,69 трлн руб., что на 15% выше запланированных на 2010 год доходов. Превышение доходов над расходами должно составить 197 млрд руб., что на 26% больше предусмотренного на 2010 год.

Главным источником доходов Фонда являются взносы на государственное социальное страхование (97,7%), а основными направлениями использования средств Фонда станут пенсионное обеспечение (80,3%), выплата пособий семьям, воспитывающим детей (7,6%), а также выплата пособий по временной нетрудоспособности (6,6%) и по беременности и родам (1,8%).

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР