Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 19/2010

Ждать осталось недолго

Валентин ГЕРАЩЕНКО


В сентябре текущего года Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь приняла проект Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» (далее — Закон о бюджете), законопроекты о внесении дополнений и изменений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь и Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК). Далее они будут рассмотрены на первом заседании сессии верхней палаты Парламента Республики Беларусь (Совета Республики), которая «стартует» 4 октября 2010 г., а затем уже попадут на стол к Главе государства. Таким образом, появления основополагающих законодательных актов, которые во многом определяют жизнь страны в следующем году, ждать осталось недолго.

Налогов меньше — дефицит больше

О наиболее существенных новшествах по доходам и расходам казны в будущем году «Налоговому вестнику» рассказали эксперты Института экономики НАН Беларуси.

О доходах.

Планируемые нововведения действительно упростят налоговую систему страны. Прежде всего отметим отмену с 2011 года налога на услуги и мест­ного сбора на развитие территорий, поскольку они затрагивают интересы значительного числа налогоплательщиков. В частности, вывод из системы налогообложения последнего сбора позволит снизить налоговую нагрузки на прибыль для субъектов предпринимательства и окажет позитивное влия­ние на их деятельность, увеличив инвестиционные ресурсы. А отмена налога на услуги будет стимулировать рост сферы услуг, которая названа в числе приоритетов экономического развития страны. К тому же налог на услуги по своей сути относится к оборотным налогам, которые оказывают наиболее негативное влияние на увеличение налогового бремени.

Вместе с тем отмена двух названных платежей в местные бюджеты может привести к снижению их доходов и росту дотационности. Законом о бюджете предусмотрено изменение порядка распределения налога на прибыль между бюджетами различных уровней, чтобы компенсировать так называемые выпадающие доходы местных бюджетов от отмены налоговых платежей. Но сможет ли оно полностью их компенсировать, оценить пока сложно, поскольку это в значительной степени будет зависеть от темпов роста самой прибыли.

Особое внимание следует обратить на существенное расширение в 2011 го­ду возможности для применения льготы по налогу на прибыль, направляемой на капитальные вложения производственного характера. Прибыль будет освобождаться от этого налога по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда. Реализация данного предложения, несомненно, позволит стимулировать инновационную активность организаций. К тому же напомним, что в нынешнем году многим из них так и не удалось преодолеть «частокол» ограничений для использования этой льготы.

Кроме того, с 2011 года будут отменены три платежа в составе экологиче­ского налога. Однако эти изменения затрагивают узкий круг налогоплательщиков, занятых переработкой и транспортировкой нефти, поэтому не окажут существенного влияния на общий уровень налоговой нагрузки в стране.

В качестве важного позитивного изменения в налоговой системе будущего года отметим возможность уплаты НДС раз в квартал независимо от размеров выручки и представление налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль в марте по итогам года. А по авансовым платежам по этому налогу плательщики даже будут иметь право на ошибку. Такие изменения, конечно, упростят налоговое администрирование и будут способствовать улучшению положения страны в международных рейтингах.

Вместе с тем, даже если учесть все планируемые на 2011 год новшества, уровень налоговой нагрузки в Беларуси остается более высоким, чем в соседних государствах и странах — членах таможенного союза, что негативно сказывается на конкурентоспособности белорусской продукции. Например, в соседней России уровень налоговой нагрузки примерно на 10 процентных пунктов ниже, чем в Республике Беларусь, а предусмотренное в будущем году снижение налоговой нагрузки составит всего 0,4% от внутреннего валового продукта.

Следует сказать, что отличие белорусской системы налогообложения состоит еще и в том, что, помимо основных налогов, в ней есть отчисления в целевые бюджетные фонды, которые не предусмотрены налоговым законодательством, а регламентируются, как правило, специальными правовыми актами. К их числу относятся инновационные фонды, фонд национального развития, фонд охраны природы, фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонд (резерв) универсального обслуживания. При этом действующий порядок формирования и использования инновационных фондов приводит к росту затрат, создает неравные условия хозяйственной деятельности для предприятий различных отраслей и форм собственности.

Отметим также, что не предполагается никаких существенных новшеств в порядке исчисления и уплаты подоходного налога, кроме очередной индексации стандартных налоговых вычетов и предельной суммы месячного дохода, при которой стандартный вычет на работника может предоставляться.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР