Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 17/2010

Особенности белорусской оценки в период выхода из экономического кризиса

Владимир СЕРГЕЕВ,
экономист


Чтобы ни говорили злые языки, законодательство нашей страны постоянно развивается. И пусть темпы этого развития очень редко удовлетворяют ярых приверженцев рыночной экономики, не замечать движения вперед просто невозможно.

Сфера оценочной деятельности, как и многие другие, не осталась в стороне от этих процессов. Как известно, «правила игры» в ней установлены Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 615) и Положением об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденным данным законодательным актом (далее — Положение или действующее Положение). В связи с тем, что они стали несколько «отставать» от других правовых актов, потребовалось их уточнение.

В результате появился Указ Президента Республики Беларусь от 06.08.2010 № 410 (далее — Указ № 410), которым были внесены изменения в Указ № 615, а действующее Положение было изложено в новой редакции (далее — новое Положение). Рассмотрим, что нового ожидает нас в сфере оценочной деятельности с 18 февраля 2011 г., даты вступления в силу Указа № 410.

Общие положения и используемая терминология

В первую очередь укажем на расширение роли Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь (далее — Госкомимущество). С указанной даты на этот орган государственного управления возлагается решение следующих задач:

1) ведение государственного реестра оценщиков;

2) представление интересов Республики Беларусь в международных организациях по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав;

3) принятие нормативных правовых актов в области оценки стоимости объектов гражданских прав в соответствии с Указом № 615;

4) обеспечение взаимодействия и координации действий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Беларуси, в области оценочной деятельности;

5) осуществление иных полномочий в области оценки стоимости объектов гражданских прав в соответствии с законодательством.

Отметим, что в настоящее время полномочий по принятию «оценочных» нормативных актов, равно как и по координации действий других ведомств и государственных организаций в области оценочной деятельности, Госкомимущество не имеет.

В некоторых нормах Указа № 615 и действующего Положения вместо термина «оценка стоимости» будет использоваться понятие «независимая оценка», под которой согласно определению, введенному Указом № 410, понимается оценка стоимости, проводимая исполнителями оценки на основании договоров либо постановлений (определений), вынесенных судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс, с соблюдением требований, определенных в Положении. При этом под договором понимается гражданско-правовой договор с исполнителем оценки на оказание услуг по проведению независимой оценки (сейчас их не совсем юридически точно называют договорами на проведение независимой оценки).

Напомним, что в настоящее время независимой оценкой считается лишь оценка, проводимая исполнителями оценки на основании гражданско-правовых договоров либо судебных постановлений с соблюдением требований, определенных в Положении.

В связи с этим уточняется формулировка п. 1.5 Указа № 615, и независимую оценку (сейчас — оценку стоимости) государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий смогут проводить только государственные организации, организации, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50%, осуществляющие оценочную деятельность, а также организации, созданные Белорусской торгово-промышленной палатой. Хотя сути дела это не меняет, и именно совершенно независимые негосударственные оценщики (в отличие от очевидно зависимых государственных), как и сейчас, будут отстранены от независимой оценки государственного имущества, что, по большому счету, противоречит самому смыслу понятия «независимая оценка».

Как и в настоящее время, действие Указа № 615 не будет распространяться на оценку стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский учет, однако теперь с одним исключением: независимая оценка излишков активов, выявленных в результате инвентаризации, и активов, полученных безвозмездно, должна будет осуществляться в соответствии с нормами данного законодательного акта и нового Положения.

Перечень имущества, на оценку которого не будет распространяться действие Указа № 615 (п. 1.8), дополнен оценкой стоимости декларируемого имущества в соответствии с законодательными актами о декларировании физическими лицами доходов и имущества.

Кроме того, Указ № 615 дополнен п. 1.8-1, согласно которому вопросы оценки стоимости объектов гражданских прав, возникающие в ходе проведения экспертизы при осуществлении судебно-экспертной деятельности, должны разрешаться экспертами, аттестованными в установленном порядке на право проведения независимой оценки соответствующего вида объектов гражданских прав. И еще одно уточнение: деятельность экспертов, связанная с проведением экспертизы достоверности оценки при осуществлении судебно-экспертной деятельности (сейчас — деятельность судебных экспертов, связанная с экспертизой достоверности оценки стоимости объектов гражданских прав), будет осуществляться в соответствии с законодательством о судебно-экспертной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных Указом № 615, техническими и иными нормативными актами об оценке стоимости объектов гражданских прав.

Указом № 410 уточнены определения некоторых используемых в Положении терминов.

Так, если сейчас под методом оценки понимается способ расчета стоимости отдельного вида объекта оценки на дату оценки, то после 18 февраля 2011 г. это будет один или несколько методов расчета стоимости отдельного вида объекта оценки. При этом вводится и понятие метода расчета стоимости, под которым понимается способ определения стоимости отдельного вида объекта оценки. Обязательной оценкой будет считаться оценка стоимости (сейчас просто оценка), обязательность проведения которой установлена законодательством. В свою очередь, под оценкой стоимости надо будет понимать определение стоимости объекта оценки.

Действующее Положение дополняется еще несколькими определениями, а именно:

результатом независимой оценки считается итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой или в виде диапазона денежной суммы и указанная в заключении и отчете об оценке;

— под экспертизой достоверности внутренней оценки понимается совокупность действий по проверке обоснованности результата внутренней оценки и (или) проверке соответствия проведенных расчетов законодательству;

экспертиза достоверности независимой оценки — это совокупность действий по проверке соответствия заключения и отчета об оценке техническим и иным нормативным правовым актам об оценке стоимости объектов гражданских прав и обоснованности результата независимой оценки.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР