Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 13/2010

Бухгалтерский учет товарообменных операций

Александр МАРКОВ,
экономист



Долгие годы в нашей стране велась борьба «не на жизнь, а на смерть» со всевозможными заменителями денежных средств в расчетах между субъектами хозяйствования, и в первую очередь — с банальным обменом товарами, который из глубин средневековья вернулся на территорию Советского Союза после того, как тот исчез вместе с единой для всех бывших «совковых» стран валютой. В процессе этой борьбы в ход шло самое разнообразное «оружие»: от экономических рычагов вроде введения повышающих коэффициентов к ценам (тарифам) при расчетах по товарообменным операциям и зависимости оплаты труда руководителей от соблюдения нормативов использования неденежной формы расчетов до прямого админи­стративного запрета.

Общие положения

Наиболее ярким примером последнего является Указ Президента Республики Беларусь от 15.08.2005 № 373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь» (далее — Указ № 373). Без лишних разговоров п. 1.1 Указа № 373 на территории Республики Беларусь для всех организаций и индивидуальных предпринимателей был введен практически полный запрет заключать договоры мены, а также прекращать обязательства по возмездным договорам новацией, предоставлением взамен исполнения отступного без поступления в установленном порядке денежных средств организации или индивидуальному предпринимателю.

Кроме того, субъекты хозяйствования были лишены и права прекращать обязательства без поступления в установленном порядке денежных средств организации, индивидуальному предпринимателю с превышением предельных нормативов прекращения обязательств, ежегодно утверждаемых Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Для справедливости следует уточнить, что данный ограничительный механизм действовал с двумя существенными оговорками:

1) он имел место в тех случаях, когда иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

2) действие Указа № 373 было ограничено четко обозначенным периодом (с 1 августа 2005 г. по 31 декабря 2008 г.), и это время давно истекло.

Отметим, что первая из приведенных оговорок достаточно широко использовалась отдельными категориями субъектов хозяйствования. Приведем пример.

По общему правилу, установленному п. 30 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28, при оптовой торговле табачным сырьем и табачными изделиями запрещаются сделки, предусматривающие уступку требования, перевод долга, мену, оплату посредством выдачи или передачи (индоссамента) векселя. Однако из данного предписания есть и одно исключение: разрешены сделки мены, которые осуществляются производителями данных изделий в счет оплаты поставок сырья по согласованию с Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром».

Кроме того, и самим Указом № 373 были установлены некоторые по­слабления для отечественных субъектов хозяйствования. Видно, все-таки понимали разработчики этого законодательного акта, что во многих случаях полное перекрытие «бартерного кислорода» будет для экономики катастрофическим, вот и установили, что приведенные выше ограничения не применяются в следующих случаях:

— когда деятельность по заключению договоров мены не является предпринимательской, поскольку имеет разовый характер и не направлена непосредственно на извлечение прибыли;

— при расчетах с бюджетом, в том числе по налогам, сборам (пошлинам) и другим обязательным платежам;

— при расчетах векселями Правительства и Национального банка;

— при расчетах за услуги по транзиту и транспортировке природного газа, поставляемого открытым акционерным обществом «Газпром»;

— при зачете встречных однородных требований по договорам купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг в связи с использованием товаров (работ, услуг) в собственном производстве;

— в случае прекращения обязательства без поступления в установленном порядке денежных средств организации, индивидуальному предпринимателю в связи с невозможностью его исполнения либо на основании акта государственного органа;

— при расчетах по погашению банкам банковских кредитов и процентов за пользование ими.

Существует еще один законодательный акт, прямо разрешающий проведение товарообменных операций, — Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178).

Согласно п. 1.7 Указа № 178 при экспорте (т.е. при передаче резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту) обязательства по внешнеторговым операциям могут быть прекращены в том числе и путем неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком. Такими способами в соответствии с постановлениемСовета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2009 № 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте» может быть и обмен на эквивалентное по стоимости количество товаров, объемов охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленный двусторонним внешнеторговым договором мены.

Аналогичным образом п. 1.9 Указа № 178 при импорте (получении резидентом товаров (опять же товары совсем не обязательно должны при этом пе­ресекать границу Беларуси), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента) обязательства по внешнеторговым операциям также могут быть прекращены в том числе и путем неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком.

Итак, во внешнеэкономической деятельности товарообменные операции были разрешены практически безо всяких существенных ограничений, а на внутреннем рынке они допускались в строго регламентированных случаях. Однако поскольку действие Указа № 373 не было продлено (и не был принят другой правовой акт аналогичного содержания), о нем можно забыть как об очередном пережитке уходящей в небытие экономики, в которой зачастую нарушались права отечественных предпринимателей на свободу заключения тех договоров, которые именно для них (а не для государства!) являются наиболее выгодными.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР