Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 10/2010

••• Белорусский Интернет: регистрировать придется даже почтовые ящики

Андрей РАЗУМОВ


Наверное, нет в нашей стране человека, хотя бы изредка пользующегося услугами глобальной компьютерной сети Интернет (далее — Интернет), который бы не был знаком со «страшилками» по поводу намерения властей упорядочить данную сферу, распространяемыми весь прошлый год. Мол, под благородными целями защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере под полный государственный контроль будет взято распространение любой нежелательной информации. В качестве примера чаще всего приводился так называемый «китайский Интернет» (в этой стране производится всеобъемлющая фильтрация информации, к которой обращаются пользователи, причем фиксируются и данные о том, кто осмелился сделать «нежелательный» запрос).

Когда в начале года появился Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее — Указ № 60), вступающий в силу с 1 июля 2010 г., то он показался совсем не таким страшным, как ожидалось. Большинство специалистов сходилось во мнении, что данный законодательный акт вводит лишь некоторые ограничительные меры по использованию интернет-пространства, но касаются они в основном поставщиков интернет-услуг, а не рядовых пользователей Всемирной паутины.

В то же время некоторые скептики продолжали утверждать, что основная опасность кроется не в самом Указе № 60, а в подзаконных актах, которые будут разработаны для реализации его норм. Напомним, что в п. 14.1 этого документа содержались многочисленные поручения Совету Министров Республики Беларусь, и в частности, до 1 мая 2010 г. ему поручалось:

1) определить по согласованию с Администрацией Президента порядок функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, а также требования к содержанию интернет-сайтов государственных органов и организаций;

2) разработать порядок идентификации абонентских устройств, пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учета и хранения сведений о таких устройствах, персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об оказанных интернет-услугах;

3) установить порядок регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, в Торговом реестре Республики Беларусь и механизм контроля за их функционированием.

Надо сказать, что Правительство уложилось в установленные ему сроки и выполнило все перечисленные задания. Вопросы создания и функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций решены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192». Интернет-магазины получили свой нормативный акт, который будет регламентировать их работу, — постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 649 «О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, механизме контроля за их функционированием и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (о его содержании подробно рассказано на с. 77).

А безобидный на первый взгляд порядок идентификации абонентских устройств, пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учета и хранения сведений о таких устройствах, персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об оказанных интернет-услугах установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 644 «О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет» (далее — Постановление № 644). После его изучения стало понятно: время шуток кончилось, и власти занялись Интернетом всерьез и надолго. И пусть до Китая нам пока еще далеко, но чувствовать себя в полной безопасности при посещении Всемирной сети теперь не может никто: все ваши «телодвижения» в Интернете находятся под контролем и при желании могут быть предъявлены «в нужном месте и в нужное время».

Не вдаваясь в технические подробности, остановимся на ключевых моментах, которые в самое ближайшее время окажут существенное влияние на деятельность всех интернет-пользователей, будь то физические лица или организации.

1. Согласно Постановлению № 644 в нашей стране создается Государ­ственный реестр информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь (далее — Реестр), в котором будет сосредоточена информация обо всех информационных ресурсах, к которым отнесены не только те информационные сети, системы и ресурсы, которые признаются таковыми специалистами в области компьютерно-информационных технологий, но и то, что посчитали таковыми авторы данного нормативного акта, не имеющие, скорее всего, необходимого специального образования. Постановлением № 644 также утверждено Положение о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь (далее — Положение), имеющее важное значение для всех субъектов хозяйствования, которые используют Всемирную сеть в своей деятельности.

2. Мнение о том, что нормы Указа № 60, связанные с регистрацией информационных ресурсов, будут обязательными только для организаций и индивидуальных предпринимателей, извлекающих доход от оказания интернет-услуг, оказалось глубоко ошибочным. Причем настолько ошибочным, что даже многие пессимисты совершенно неожиданно для себя превратились в оптимистов, потому что действительность оказалась гораздо хуже их прогнозов.

В форме заявления на регистрацию ресурса, являющейся приложением к Положению, приведен перечень информационных ресурсов, которые подлежат регистрации в Реестре, с указанием реквизитов, которые необходимо заполнить для каждого из них. В данный перечень ресурсов, которые необходимо зарегистрировать в ближайшее время, кроме весьма специфических сетевых адресных пространств, центров обработки данных и каналов связи, включены также и интернет-сайты. Иначе говоря, всем организациям, имеющим собственные интернет-сайты, придется регистрировать их в Реестре.

А от всех остальных разработчики Постановления № 644 требуют ни много ни мало — регистрации в Реестре обычных ящиков электронной почты (!). И это совершенно новое слово в регулировании Интернета, которое, возможно, еще многим и не раз «аукнется».

На наш взгляд, данная норма распространяется только на ящики электронной почты, размещенные в так называемом национальном сегменте Интернета, под которым понимается совокупность информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к Интернету, расположенных на территории Республики Беларусь и (или) использующих иерархические имена национального сегмента Интернета. Хотя для наших чиновников нет ничего невозможного, и они вполне могут попытаться запретить всем гражданам и организациям нашей страны открывать электронные почтовые ящики на иностранных интернет-ресурсах и создавать свои сайты в других доменных зонах. Впрочем, проконтролировать выполнение подобного запрета технически невозможно, поэтому его появления, скорее всего, можно не бояться.

3. В соответствии с п. 6 Указа № 60 поставщики интернет-услуг обязаны при оказании интернет-услуг осуществлять идентификацию абонентских устройств, т.е. технических устройств пользователя интернет-услуг, предназначенных для подключения к линии электросвязи в целях обеспечения доступа в Интернет (в частности, модемов), учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах. Аналогичные действия (с идентификацией личности посетителя, которая производится по предъявляемому им документу, удостоверяющему личность) должны производить и собственники пунктов коллективного пользования интернет-услугами (компьютерных клубов, интернет-кафе, домашних сетей и иных мест, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей интернет-услуг к сети Интернет) либо уполномоченные ими лица.

Последнее требование установлено еще одним постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 647 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2007 г. № 175» (далее — Постановление № 647). При этом сведения об оказанных интернет-услугах, упомянутые в Указе № 60 «вскользь», в данном нормативном акте были «расшифрованы»: кроме персональных данных пользователей, в течение года должны храниться сведения о времени начала и окончания оказания услуг, а также (в виде электронного журнала) идентификационные сведения об абонентских устрой­ствах (МАС-адрес, внутренние и внешние IP-адреса), дате, времени и доменных именах или IP-адресах всех интернет-ресурсов, с которыми пользователь осуществил соединение (!).

Итак, время анонимного посещения Интернета пришло к концу: все ваши связи и контакты во Всемирной сети скоро станут известны достаточно большому числу людей. И только горький смех вызывает еще одно нововведение Постановления № 647, в соответствии с которым ответственные лица обязаны принимать меры по защите перечисленных выше сведений, связанных с действиями в Интернет, от разглашения, утраты или модификации. Как показывает печальный опыт многих стран, любая конфиденциальная информация очень быстро становится доступной любому желающему (естественно, за деньги).

Счастливого вам «плавания» в интернет-пространстве!

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР