Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 09/2010

••• А им и кодекс не указ!

Александр ГАНАГО, главный редактор
журнала «Налоговый вестник»


Вопросу отмены нормирования затрат на содержание и использование второго и каждого последующего служебного легкового автомобиля мы посвятили достаточно много времени. И считали его полностью решенным, ожидая признания утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.05.1999 № 638 «О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта» (далее — Постановление № 638), п. 1 которого установлено, что юридические лица и их обособленные подразделения включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, расходы на содержание только одной единицы служебного, кроме специального, или используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта в пределах установленных норм.

При этом официальные лица самых разных ведомств в один голос убеждали нас, что расходы на содержание легковых автомобилей в текущем году не нормируются. В частности, аналогичные разъяснения от лица Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь давались на семинарах и в средствах массовой информации. Мол, Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) подобное нормирование не предусмотрено, а это правовой акт большей юридической силы, чем Постановление № 638, и руководствоваться нужно именно им. Более того, Правительству Беларуси дано поручение привести свои документы в соответствие в НК, что и должно быть сделано в самое ближайшее время.

В то же время осторожные специалисты пытались предостеречь бухгалтеров от поспешных действий. Они ссылались на тот факт, что в соответ­ствии с п. 1.26 ст. 131 НК к уменьшающим налогооблагаемую прибыль затратам не относятся в том числе иные затраты, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством. А поскольку Постановление № 638 до сих пор не признано утратившим силу, и оно является тем самым законодательством, то до его отмены расходы на содержание легковых автомобилей надо продолжать нормировать.

Против подобной аргументации можно привести немало доводов.

Во-первых, согласно ст. 130 НК затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Если второй и каждый последующий легковой автомобиль в организации является служебным, то затраты на их содержание и использование, несомненно, носят производственный характер, а значит, п. 1.26 ст. 131 НК к ним никакого отношения не имеет.

Во-вторых, вместе со вступлением в силу с 1 января 2010 г. Особенной части НК начала действовать и ст. 3 НК, в соответствии с которой налоговым законодательством Беларуси признается система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

— НК и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

— декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

— постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение НК, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

— нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных НК, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено НК или Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, постановления Правительства Республики Беларусь могут относиться к налоговому законодательству только в том случае, если они приняты на основании и во исполнение НК. Постановление № 638, появившееся более 10 лет назад, не принималось на основании и во исполнение НК, а значит, с 1 января 2010 г. его положения могут не учитываться.

Кажется, все достаточно просто и понятно. Однако похоже, что специалисты налогового ведомства ничего «лишнего» не читают, и со всей этой аргументацией не знакомы. Иначе как можно объяснить тот факт, что в п. 7 письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.03.2010 № 2-1-10/734 «О налогообложении» (далее — Письмо № 2-1-10/734) со ссылкой на те же самые нормы НК делается абсолютно противоположный вывод?

Авторы Письма № 2-1-10/734 выстроили следующую логическую цепочку.

1. Статьей 130 НК установлено, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

2. Перечень затрат, не учитываемых при налогообложении, определен в ст. 131 НК.

3. Согласно п. 1.26 ст. 131 НК при исчислении налога на прибыль не учитываются в том числе иные затраты, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством.

И, что самое удивительное, из сказанного делается вывод, который мы приведем дословно: «Таким образом, в период действия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.05.1999 № 638 при налогообложении учитываются расходы только по одному служебному легковому автомобилю». Почему Авторы Письма № 2-1-10/734 не обратили внимания на то, что п. 1.26 ст. 131 НК относится только к затратам, не связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имуще­ственных прав, остается для нас загадкой. Равно как и игнорирование ими того факта, что с 1 января 2010 г. Постановление № 638 вообще не является актом налогового законодательства, а значит, его использование для определения состава затрат, учитываемых или не учитываемых при исчислении налога на прибыль, «вне закона».

Вот так и решаются у нас многие проблемы, то и дело возникающие в белорусском законодательстве: берется несколько действующих норм, из которых потом делается абсолютно неверный вывод. И самое главное — все по закону! Ведь именно Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь даны полномочия по разъяснению порядка налогообложения, поэтому оно и может высказывать в своих письмах, что посчитает нужным, «не оглядываясь» при этом ни на логику, ни на здравый смысл. А организациям остается только «утираться» и выполнять эти «ценные» указания.

Или не выполнять, надеясь на справедливость суда…

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР