Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 07/2010

Минфиновские «качели», или Как «похоронить» инновационную экономику одним документом

Александр ГАНАГО, главный редактор
журнала «Налоговый вестник»


В начале текущего года, кроме головной боли, возникшей от необходимости в течение считанных дней разобраться с многочисленными изменениями, внесенными в порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, у бухгалтеров возникло немало других проблем. Чего стоит хотя бы переоценка основных средств, с принятием решения по проведению которой власти никак не могли определиться!

Кроме того, неожиданно возникла еще одна проблема, поставившая в сложное положение многие организации, причем именно те, которые даже в период финансового кризиса пытаются работать на перспективу, а не «жить сегодняшним днем». Вы уже, наверное, догадались, что речь идет о процентах по кредитам, полученным на приобретение основных средств.

«Гибельные» проценты

Напомним, что в соответствии с п. 11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118 (далее — Инструкция № 118), первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, включая в том числе проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам), полученным на их приобретение. Другими словами, проценты по кредитам и займам, уплаченные до ввода основных средств в эксплуатацию, включаются в их первоначальную стоимость, увеличивая ее.

До 1 января 2010 г. согласно п. 17 Инструкции № 118 стоимость объектов основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежала изменению, за исключением их модернизации или реконструкции, проведения переоценки в соответствии с законодательством, а также включения в конце отчетного года в стоимость таких объектов затрат, произведенных (начисленных) после их ввода в эксплуатацию и обособленно учитываемых в течение отчетного года в качестве вложений во внеоборотные активы, в число которых входили и проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам). Иначе говоря, проценты по полученным на приобретение объектов основных средств кредитам и займам, уплаченные после ввода этих объектов в эксплуатацию, также включались в их первоначальную стоимость. А это позволяло косвенным образом (через амортизационные отчисления) списывать их на затраты.

Но в середине декабря 2009 г. появилось постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.10.2009 № 132 (далее — Постановление № 132), которым были внесены изменения в Инструкцию № 118. Большинство чиновников, которые комментировали этот нормативный акт, говорили исключительно о весьма прогрессивных нововведениях в классификации основных средств. Мол, принятие Постановления № 132 — это широкий шаг в направлении к Международным стандартам финансовой отчетности (далее — МСФО), до которых отечественному бухгалтерскому учету осталось «всего ничего».

Исключение одного-единственного абзаца из п. 17 Инструкции № 118 большинство бухгалтеров даже не заметило — уж очень громко разработчики Постановления № 132 расхваливали свое «детище». А между тем исключена была именно норма, согласно которой в первоначальную стоимость объектов основных средств включаются проценты по кредитам и займам, уплаченные после их ввода в эксплуатацию.

А тут еще и Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь подоспела: в соответствии с п. 1.20 ст. 131 этого законодательного акта проценты по просроченным займам и кредитам, а также займам и кредитам, связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов, в текущем году не учитываются при налогообложении прибыли.

Напомним, что и Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 № 210/161/151, также не «признают» такие проценты: согласно п. 3.22 и 18.5 этого нормативного акта проценты по займам и кредитам, связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов, не включаются и в себестоимость.

Не секрет, что кредиты на приобретение таких объектов почти всегда «длинные»: отдавать их чаще всего приходится в течение нескольких лет. А запрет включения процентов по займам и кредитам, полученным на приобретение объектов основных средств и уплаченным после их ввода в эксплуатацию, в стоимость этих объектов означает не что иное, как существенный рост налогооблагаемой базы за счет снижения начисляемой амортизации. Поэтому результатом перечисленных нововведений неминуемо должно стать ухудшение финансового положения многих предприятий Беларуси, особенно тех, кто имел несчастье «связаться» с крупными и почти всегда долгосрочными инвестиционными проектами.

Достаточно заглянуть в официальные данные статистики, которые находятся в открытом доступе в Интернете, чтобы понять: возникла очень серьезная проблема. Ведь долгосрочная задолженность субъектов хозяй­ствования белорусским банкам в конце прошлого года составляла уже почти 30 трлн руб.! Сколько заемных средств из этой чудовищной суммы взято именно на обновление производства (а значит, на приобретение основных средств) и каковы проценты по такой задолженности, можно только догадываться… Очевидно, что ни о каком переходе к инновационной экономике, о которой столько говорилось с высоких трибун, при подобном повороте событий не может быть и речи: конечно, чиновники могут предпринимателей не уважать, но вряд ли стоит думать, что они не умеют считать собственные деньги.

В то же время мы уверены, что разработчики Постановления № 132 совершенно искренне хотели сделать, как лучше! Не углубляясь слишком далеко в международные стандарты, согласимся, что в соответствии с ними первоначальная стоимость объектов основных средств действительно формируется только из расходов, понесенных до ввода этих объектов в эксплуатацию. Однако, на наш взгляд, это еще не повод для того, чтобы брать одну из норм отечественного бухгалтерского учета и чисто механически заменять ее нормой МСФО: все остальное ведь остается прежним! А это «остальное» (и признание затрат в качестве расходов, и классификация активов, и определение расходов, и многое-многое другое) с международными стандартами по-прежнему стыкуется очень плохо…

Попытка разработчиков Постановления № 132 с помощью этого нормативного акта реформировать отечественный учет напоминает нам действия неопытного автолюбителя, который за большие деньги приобрел запасную часть для иномарки и с упорством, достойным лучшего применения, пытается каким-то образом приделать ее на советские «Жигули», купленные еще в период «расцвета застоя». А между тем нашей стране жизненно необходимо проведение настоящей (и обязательно комплексной!) реформы бухгалтерского учета, причем реформы, хорошо продуманной, просчитанной и обязательно стоящей на твердом фундаменте мировой экономической науки, а не на «достижениях» ее худосочного белорусского «собрата».

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР