Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 09/2007

Реклама: некоторые вопросы осуществления и налогообложения
ВЕРЕМЕЙКО Юрий,
юрист
 

Ни для кого не секрет, что настоящее предпринимательство немыслимо без рекламы, которая является необходимым условием для развития любого бизнеса. Да и сама реклама активно развивается, хотя этап ее «становления» неизбежно связан с ошибками, что требует от субъектов предпринимательства особой внимательности.

Вопросам рекламы посвящено несколько правовых актов Республики Беларусь, но основным, несомненно, является Закон Республики Беларусь «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).  

Общие положения 

Зачастую субъекты хозяйствования сталкиваются со многими проблемами из-за того простого непонимания, что такое реклама. Определение данного понятия содержится в ст. 2 Закона о рекламе, в соответствии с которой реклама — это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на то, что реклама — это информация. Для того чтобы информация признавалась рекламой, необходимо, чтобы она содержала определенные сведения. Условно их можно разделить на две категории. Первая — это информация о юридическом или физическом лице. Вторая — о товарах, работах или услугах, производимых или реализуемых юридическим или физическим лицом.

На практике используется и первый, и второй вариант рекламы, а также их совокупность. При этом применяются, как правило, не простые способы рекламы, когда до потребителя просто доводится распространяемая информация о юридическом лице или товаре (работах, услугах), а более сложные рекламные схемы.

Например, в настоящее время активно используется схема сотрудничества крупных предприятий-изготовителей или импортеров с розничным звеном, в ходе реализации которой первыми проводятся рекламные акции, используется реклама товаров при помощи их образцов, а также иного имущества, с помощью которого потенциальному потребителю сообщается необходимая рекламная информация.

Можно отметить, что при использовании указанного способа рекламы прямые торговые отношения между производителем (импортером) и предприятиями розничного звена довольно часто отсутствуют. Иными словами, предприятие, осуществляющее производство или импорт товаров в Республику Беларусь, реализует его крупными партиями другим субъектам хозяйствования, которые занимаются их оптовой продажей другим посредникам или непосредственно предприятиям, осуществляющим розничную торговлю. В этом случае производитель (импортер) не осуществляет ни розничная торговля товарами, ни даже их реализации предприятиям, занимающимся такой торговлей, но вместе с товарами «производит» и их рекламу. Причем довольно часто при таком способе рекламы информация о предприятии производителе (импортере) отсутствует.

Данная схема вполне законна и может использоваться, несмотря на тот факт, что у отдельных специалистов имеется противоположный взгляд на данный вопрос. Так, некоторые из них считают, что информация о товаре (работах, услугах) не может считаться рекламой, если она не содержит указания на то, какое юридическое (физическое) лицо ее распространяет. Однако это ошибочное мнение.

В Законе о рекламе не говорится о том, что информация о товаре должна распространяться только в совокупности со сведениями о юридическом лице. Довольно часто встречаются случаи, когда юридическому лицу для рекламы достаточно распространять только информацию о товаре. Такие ситуации чаще всего возникают, когда производимый (реализуемый) товар имеет торговый знак или реализуется под известной торговой маркой. В данном случае производителю или импортеру нет необходимости доводить до конечного потребителя информацию о себе, так как он не осуществляет розничной торговли. Кроме того, производители (а во многих случаях — и крупные импортеры) всегда заинтересованы в любом росте спроса на их товары, так как именно они являются лицами, которые всегда извлекают прибыль при реализации «своих» товаров.

В специализированных изданиях можно встретить и мнение, суть которого сводится к тому, что организация имеет право относить на затраты расходы по рекламе только своего предприятия, а не какого-то иного. Данный подход также следует признать неверным, потому что рекламироваться может не только организация, но и товар (работы, услуги), которые она реализует.

Еще раз отметим: ст. 2 Закона о рекламе четко определяет, что рекламой является не только информация о юридическом или физическом лице, но и о товарах, причем в данном законодательном акте не указано, что они должны быть произведены именно лицом, которое их рекламирует. Поэтому, на наш взгляд, субъекты хозяйствования вправе относить на затраты, учитываемые при налогообложении, расходы на рекламу любых товаров, в том числе и не произведенных самостоятельно, а только реализуемых ими, причем совсем не обязательно, чтобы реализация осуществлялась непосредственно потребителям таких товаров, которые соответственно являются и потребителями рекламы. 

Распространение рекламных образцов: как удержать подоходный налог? 

В ходе проведения акций по безвозмездному распространению рекламных образцов товаров (продуктов питания, косметики и т.п.) возникают вопросы, связанные с передачей этих образцов. В самом деле, физическим лицам передается большое количество той или иной продукции, стоимость которой зачастую достаточно велика. При этом конкретные физические лица вроде бы получают доходы, пусть и не очень значительные.

Согласно же п. 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» (далее — Закон о подоходном налоге) субъекты хозяйствования, от которых плательщик получил доходы, перечисленные в п. 2 указанной статьи, обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 19 Закона о подоходном налоге. При этом особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме определены в ст. 6 Закона о подоходном налоге, согласно п. 1 которой при получении плательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП) в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых цен (тарифов), а при их отсутствии — из цен (тарифов), применяемых такими организациями и ИП на дату начисления плательщику дохода.

При отсутствии цен (тарифов), применяемых такими организациями и ИП, налоговая база в свою очередь рассчитывается исходя из цен на аналогичные (идентичные) товары (работы, услуги), которые определяются в соответствии с Инструкцией о порядке определения и документального подтверждения цен (тарифов) на аналогичные (идентичные) товары (работы, услуги), утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.01.2006 № 9/10.

Пунктом 1 данного нормативного акта предусмотрено, что по товарам, на которые в соответствии с законодательством о ценообразовании применяются свободные цены, в целях определения налоговой базы применяются цены на аналогичные (идентичные) товары, складывающиеся под воздействием спроса и предложения на рынке в условиях свободной конкуренции. В подтверждение цен на такие товары принимается документированная информация об уровне цен на производимые (выполняемые, оказываемые) и (или) импортируемые товары, представляемая производителями (подрядчиками, исполнителями) и (или) импортерами товаров либо «Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен» или «Центром по ценам» по письменным запросам юридических лиц и ИП.

Кроме того, для подтверждения цен на аналогичные (идентичные) товары могут использоваться периодические и непериодические издания (газеты, журналы, каталоги, справочники, публикации материалов аукционных торгов, биржевых сведений, статистической информации и др.), если соответствующая информация не была получена в порядке, указанном выше.

Пунктом 6 ст. 20 Закона о подоходном налоге предусмотрено, что для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме, налоговые агенты обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм налога.

При невозможности удержания налоговым агентом налога по причине прекращения выплат доходов плательщику налоговый агент согласно ст. 25 Закона о подоходном налоге обязан в 30-дневный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика сообщение о сумме задолженности по налогу. В свою очередь, этот налоговый орган в тот же 30-дневный срок со дня получения сообщения о сумме задолженности по налогу вручает плательщику платежное извещение на уплату налога. Уплата налога плательщиками производится также в 30-дневный срок со дня получения платежного извещения.

Следовательно, в случае, когда налоговый агент производит выплату плательщику дохода в натуральной форме и у него отсутствует возможность произвести удержание денежных средств для перечисления суммы налога в бюджет, он освобождается от такой обязанности и от него требуется лишь сообщить об обязанности плательщика произвести уплату налога «куда положено».

Однако именно с этим при раздаче рекламных образцов товаров и возникают проблемы. Обусловлено это присущим рекламе признаком массовости — рекламные образцы распространяются среди большого (если не сказать огромного) числа потребителей рекламы. Количество таких лиц может исчисляться тысячами и десятками тысяч, и возникает естественный вопрос: каким образом можно организовать исполнение указанных выше обязанностей? Да и возможно ли это в принципе?

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР