Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 24/2009

••• Правил работы магазинов-складов больше нет, но магазины-склады этого не почувствовали

 

Сергей КРЫЖЕВИЧ,
экономист

 

После того как постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 24.07.2009 № 969/12 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь по вопросам расчетов наличными денежными средствами» с 1 ноября 2009 г. было признано утратившим силу постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 28.08.2000 № 1346/46 «Об организации работы магазинов-складов и порядке расчетов юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей с этими магазинами-складами», у субъектов хозяйствования, владеющих магазинами-складами, возникло неприятное предчувствие. Оно усилилось, когда постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 02.11.2009 № 48 с 28 ноября 2009 г. были отменены и Правила работы магазинов-складов, утвержденные постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 29.09.2000 № 17.

Вопросы, связанные с осуществлением деятельности торговых объектов после «исчезновения» регламентирующей ее нормативной базы, беспокоили не только их владельцев, но и тех, кто привык пользоваться услугами этой достаточно удобной формы торговли. Оказалось, что отмена вышеуказанных нормативных актов совсем не означает запрет на работу магазинов-складов. В письме Министерства торговли Республики Беларусь от 04.11.2009 № 07-09/1028к «О работе магазинов-складов» (далее — Письмо) достаточно доходчиво разъяснено, что с 1 ноября 2009 г. деятельность субъектов хозяйствования, владеющих магазинами-складами, регламентируется общими нормами законодательства Республики Беларусь, правда, с учетом определенных особенностей.

Первое отличие этих торговых объектов от обычных магазинов заключается в том, что согласно п. 3.2.30 Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1393-2003 «Торговля, термины и определения», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28.04.2003 № 22, магазин-склад является торговым объектом, осуществляющим оптовую продажу товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой, в том числе за наличный расчет.

Естественно, владелец магазина-склада должен иметь все необходимые лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь (в том числе и на деятельность, связанную с оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и табачных изделий, если он занимается их реализацией).

В Письме подтверждается, что расчеты с магазинами-складами осуществляются как в безналичном порядке, так и за наличный расчет, но пока допустимый размер для осуществления расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями законодательством не определен, и это касается и магазинов-складов.

В то же время предельная сумма, заплаченная наличными магазину-складу за приобретенные у него товары, не может превышать размер для выдачи наличных денег из касс банков на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, установленный п. 30 Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.08.2007 № 166, который составляет 300 базовых величин в течение одного дня.

Что касается приема наличных денежных средств магазинами-складами, то в соответствии с письмом Национального банка Республики Беларусь от 09.10.2009 № 28-21/224 «О порядке расчетов наличными денежными средствами» они в этом вопросе не ограничиваются.

На магазины-склады распространяется и действие п. 2.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем», согласно которому при продаже товаров они должны принимать наличные денежные средства (в том числе авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек.

Владельцам магазинов-складов необходимо также учитывать, что белорусским законодательством установлены жесткие ограничения на реализацию отдельных видов товаров, которые распространяются и на эти торговые объекты. В частности, согласно ст. 25 Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта» при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом расчеты производятся на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок, т.е. только в безналичной форме. Аналогичное ограничение введено п. 30 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» и на оптовую торговлю табачными изделиями.

В завершении Письма владельцам магазинов-складов при осуществлении деятельности предлагается учесть следующие рекомендации:

— иметь на фасаде магазина-склада вывеску с указанием его названия, владельца и режима работы;

— размещать в доступном для покупателей месте план магазина-склада со схемой расположения товаров, информацию о наличии товаров, ценах, новом поступлении товаров, перечне оказываемых услуг, рекламные бюллетени на товары и другую информацию;

— предоставлять покупателям для отбора товаров тележки, корзинки, пакеты или иную тару;

— устанавливать минимальную норму отпуска товара покупателю;

— обслуживание юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей осуществлять по предъявлении пропуска (разового или постоянного). Пропуска выдавать на основании доверенности юридического лица, его обособленного подразделения либо свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя. Вести учет покупателей в любой удобной форме;

— оказывать дополнительные безвозмездные или платные услуги (временное хранение товаров, их упаковка и погрузка на транспорт покупателя, оказание консультаций, прием заказов на товары и предоставление информации о их поступлении, доставка товаров покупателю и т.д.).

Конечно, это всего лишь рекомендации Министерства торговли, но мы прекрасно знаем, что в нашей стране лучше прислушиваться к тому, что тебе советуют. Особенно если советы дает то ведомство, от которого зависит само твое существование…

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР