Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 24/2009

Инвентаризация-2009

 

Анна ВОЛЧЕК,
аудитор

 

Общие положения

Одним из специальных методов бухгалтерского учета является инвентаризация, результаты которой используются при составлении отчетности, а также при анализе структуры и размеров активов и пассивов организации. Для того чтобы инвентаризация могла стать действенным инструментом, помогающим вырабатывать и принимать управленческие решения, необходимо в совершенстве знать требования нормативных документов, регулирующих порядок ее проведения.

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухгалтерском учете) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств.

Периодичность и единый порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств организаций, а также правила их оформления установлены Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180). С учетом специфики деятельности отдельных отраслей порядок проведения инвентаризации и документального оформления ее результатов может регулироваться внутриведомственными инструкциями, а также положениями по учетной политике. Естественно, при этом не должны нарушаться общие правила проведения инвентаризации, установленные Инструкцией № 180.

Инвентаризация проводится:

в обязательных случаях, установленных ст. 12 Закона о бухгалтер­ском учете: при передаче активов государственного унитарного предприятия в аренду, их купле-продаже; при реорганизации или ликвидации организации; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения и (или) порчи активов; в случае возникновения непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;

— по решению руководителя организации;

— по решению контролирующих органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки (ревизии) в порядке, установленном законодательством;

— при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);

— в иных случаях, установленных законодательством.

Объектами инвентаризации являются:

— активы организации независимо от их местонахождения;

— активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение и др.);

— активы, не учтенные по каким-либо причинам, и т.д.

Для целей Инструкции № 180 к инвентаризируемым активам относятся:

внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы (в том числе незавершенное строительство), прочие внеоборотные активы);

оборотные активы (запасы и затраты (в том числе сырье, материалы (покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе; специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации) и другие активы, животные на выращивании и откорме (в том числе молодняк животных), незавершенное производство и полуфабрикаты, расходы на реализацию, готовая продукция и товары для реализации (в том числе товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства), товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты); дебитор­ская задолженность; расчеты с учредителями; денежные средства; финансовые вложения; прочие оборотные активы.

К инвентаризируемым обязательствам организации относятся: долгосрочные кредиты и займы; краткосрочные кредиты и займы; кредиторская задолженность; задолженность перед учредителями; резервы предстоящих расходов; прочие виды обязательств.

Периодичность проведения инвентаризации активов согласно п. 8 Инструкции № 180 для объектов незавершенного производства и полуфабрикатов — не менее двух раз в год, а для остальных объектов — не менее одного раза в год.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:

— основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, незавершенного производства и полуфабрикатов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукции подсобного сельского хозяйства), а также животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) — не ранее 1 ноября;

— денежных средств, обязательств и других активов — не ранее 1 декабря.

Установленное Инструкцией № 180 количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций по решению руководителя организации может быть увеличено. Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года) и перечень активов, проверяемых при каждой из них, также устанавливаются первым лицом организации.

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ по примерной форме согласно приложению 1 к Инструкции № 180, в котором назначается состав инвентаризационной комиссии. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. Он же несет ответственность за организацию и своевременное проведение инвентаризаций активов и обязательств.

Проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

Для оформления инвентаризации применяются формы, приведенные в приложениях 5–19 к Инструкции № 180, либо формы, утвержденные республиканскими органами государственного управления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

При недостатке содержащейся в утвержденных формах информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные в соответствии с законодательством формы.

На активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку на комиссию и др.), составляются отдельные описи, один экземпляр которых пересылается собственнику данных активов.

Инвентаризационные комиссии обеспечивают полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя организации, а также за правильность указания в описях отличительных признаков активов (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определяются их цены. А за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках активов с целью сокрытия недостач или излишков активов они несут ответственность в соответствии с законодательством.

Основные требования к организации проведения инвентаризации и общий порядок проведения инвентаризации активов и обязательств изложены в главах 2 и 3 Инструкции № 180.

Рассмотрим порядок проведения инвентаризации по видам активов и обязательств.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР